Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края на решение Труновского районного суда Ставропольского края от 20 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2023 г.
по административному делу по административному иску прокурора Труновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по созданию маневренного жилого фонда, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Труновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по созданию маневренного жилого фонда, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что по результатам прокурорской проверки исполнения жилищного законодательства в сфере муниципальной собственности установлено, что на территории Труновского муниципального округа отсутствует маневренный жилой фонд, при этом только один объект специализированного жилищного фонда имеется по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в остальных населенных пунктах муниципального округа жилые помещения специализированного жилищного фонда, которые возможно использовать под маневренный жилищный фонд, отсутствуют. В связи с этим в целях предотвращения угрозы нарушения жилищных прав граждан 1 февраля 2023 г. в адрес главы Труновского муниципального округа Ставропольского края внесено представление, которое рассмотрено с отказом в его удовлетворении.
Решением Труновского районного суда Ставропольского края от 20 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2023 г, требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилого фонда на территории населенных пунктов Труновского муниципального округа Ставропольского края с возложением на административного ответчика обязанности в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилой фонд на территории Труновского муниципального округа "адрес" "адрес": "адрес", "адрес", "адрес".
В кассационной жалобе Администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, поданной 22 декабря 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 января 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
В возражении на кассационную жалобу прокурор просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой Труновского района проверки исполнения жилищного законодательства и законодательства в сфере муниципальной собственности установлено, что на территории Труновского муниципального округа отсутствует маневренный жилой фонд.
В настоящее время один объект специализированного жилищного фонда является свободным - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". В остальных населенных пунктах муниципального округа отсутствуют жилые помещения специализированного жилищного фонда, которые возможно использовать под маневренный жилищный фонд.
В связи с выявленными нарушениями 1 февраля 2023 г. в адрес главы Труновского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства N 7-07-2023, которое рассмотрено администрацией и в удовлетворении требований прокурора отказано письмом от 3 марта 2023 г. N 1740.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что создание маневренного жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления; отсутствие маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании, который необходим для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Труновского муниципального округа Ставропольского края, нарушает конституционные права граждан, в том числе проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, а также сделанными при правильном установлении фактических обстоятельств административного дела.
В соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, отнесенных к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, что предусмотрено частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно пункту 15 названных Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку отсутствие маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании, который необходим для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Труновского муниципального округа, нарушает конституционные права граждан, в том числе проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что нормы действующего законодательства не возлагают на органы местного самоуправления формировать маневренный жилищный фонд, проверены судами и не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену состоявшихся судебных актов, поскольку, исходя из вышеприведенных правовых норм, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и доводы жалобы о наличии одного жилого дома специализированного жилищного фонда в селе Безопасное, а также наличие профильного центра "Колосок", включающего 12 жилых домиков с пищеблоком, душевыми, санузлом, медицинским кабинетом, охраной, в которых возможно размещение 95 граждан в случае наступления обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку на момент обращения прокурора в суд с настоящим административным иском на территории муниципального образования специализированный жилищный фонд, к которому относятся жилые помещения маневренного фонда, не был создан в установленном порядке с принятием соответствующего решения органа местного самоуправления, использование имущества муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Детский оздоровительно-образовательный центр "Колосок" носит предположительный характер и не соответствует требованиям Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, что влекло угрозу нарушения конституционного права граждан на жилище.
В силу прямого указания закона, удовлетворяя требования административного истца, суды указали на способ восстановления нарушенного права, что подразумевает необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, и соответствует разъяснениям, изложенных в абзаце 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении". Выбирая способ восстановления нарушенного права по настоящему административному делу, суд возложил на административного ответчика обязанность в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилой фонд на территории Труновского муниципального округа "адрес" "адрес": "адрес", "адрес", "адрес". Такой способ был избран судом первой инстанции и проверен по доводам жалобы судом апелляционной инстанции, признан разумным и необходимым.
Доводы об отсутствии в пределах муниципального образования Труновский муниципальный округ категории лиц, указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, не лишают права прокурора обратиться в суд с административным иском в интересах неопределенного округа лиц, чьи права могут быть поставлены под угрозу бездействием административного ответчика.
Ссылка заявителя на вмешательство органов прокуратуры и понуждение к созданию маневренного жилищного фонда в отсутствие на то финансирования не состоятельна, поскольку судами обязанность по отнесению конкретных жилых помещений к маневренному фонду не возложена, органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий может быть осуществлен анализ потребности в маневренном фонде с учетом нужд местного населения и принято соответствующее решение согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Труновского районного суда Ставропольского края от 20 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.