Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 20 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 г.
по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Агропромфирма "Золка" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Антоняна А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью "Агропромфирма "Золка" Таралова А.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Агропромфирма "Золка" (далее - ООО "АПФ "Золка") обратилось в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что ООО "Агропромфирма "Золка" является собственником земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, а также объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N расположенных по адресу: "адрес", "адрес" Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, установленную оценщиком АНО "Экспертно-консультационное бюро" в отчетах об оценке от 27 февраля 2023 г. N 0035, от 1 марта 2023 г. N 0038, что нарушает права административного истца, поскольку влияет на размер налоговых платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Ставропольского краевого суда от 20 июня 2023 г. требования ООО "АПФ "Золка" удовлетворены с учетом результатов судебной экспертизы, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере его рыночной стоимости 11 319 000 рублей по состоянию на 1 января 2022 г, кадастровая стоимость объектов капитального строительства установлена по состоянию на 1 ноября 2019 г. для объекта с кадастровым номером N в размере 5 068 300 рублей и для объекта с кадастровым номером N в размере 478 200 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 г. решение суда отменено в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере равном его рыночной стоимости 478 200 рублей по состоянию на 1 января 2019 г, в отмененной части принято новое решение, которым производство по административному делу в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N прекращено; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", поданной 21 декабря 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 января 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом первой инстанции с учетом выводов суда апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "АПФ "Золка" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес", "адрес"
- земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 488824+/-6118 кв.м, с видом разрешенного использования: под строительство жилого квартала и промышленной базы;
- объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 1028, 6 кв.м, с назначением и наименованием: жилой дом, количеством этажей: 3, в том числе подземных: 1;
- объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 172, 5 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: склад, количество этажей: 1.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 1 января 2022 г. и утверждена приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 ноября 2022 г. N 1215 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Ставропольского края" в размере 122 240 217, 68 рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 3 февраля 2023 г.
Кадастровая стоимость объектов капитального строительства определена актом определения кадастровой стоимости ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 20 мая 2022 г. N N по состоянию на 1 января 2019 г. в следующих размерах: для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 6 968 480, 01 рублей; для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 1 828 368, 51 рублей. Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24 мая 2022 г.
Оспаривая размер кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчеты об оценке от 27 февраля 2023 г. N 0035, от 1 марта 2023 г. N 0038, выполненные оценщиком АНО "Экспертно-консультационное бюро", из которых следует, что рыночная стоимость объектов недвижимости составила:
- для земельного участка - 7 962 900 рублей по состоянию на 1 января 2022 г.;
- для объекта недвижимости с кадастровым номером N - 2 986 400 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.
- для объекта недвижимости с кадастровым номером N -336 500 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.
Исследовав отчеты об оценке объектов недвижимости, в связи с возникшими сомнениями в их обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объектов недвижимости, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручил эксперту АНО "Межрегиональное агентство судебных экспертов".
Согласно заключению эксперта АНО "Межрегиональное агентство судебных экспертов" Шурупова Д.А. от 5 июня 2023 г. N 181/2023 (рыночная стоимость объектов недвижимости составила:
- для земельного участка - 11 319 000 рублей по состоянию на 1 января 2022 г.;
- для объекта недвижимости с кадастровым номером N -5 068 300 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.
- для объекта недвижимости с кадастровым номером N -478 200 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя административный иск, пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении от 5 июня 2023 г. N 181/2023.
С такими выводами суда первой инстанции в части объектов надвитого имущества с кадастровыми номерами N (земельный участок) и N (жилой дом), указав, что отчеты об оценке оценщиком АНО "Экспертно-консультационное бюро" судом обоснованно не приняты в качестве допустимых доказательств, объективно подтверждающих размер рыночной стоимости объектов недвижимости, содержащиеся в отчетах об оценке выводы о рыночной стоимости объектов недвижимости опровергнуты заключением судебной оценочной экспертизы, в соответствии с которым административным истцом уточнены заявленные требования.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части наличия оснований для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N со ссылкой на положения налогового законодательства о применении кадастровой стоимости указанного объекта при исчислении налога на имущество организаций. Однако из фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции установил, что нежилое здание с кадастровым номером N не является тем объектом недвижимости, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости, что также подтверждается сведениями Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, представленными по запросу суда апелляционной инстанции. Поскольку не представлено доказательств наличия иных юридически значимых обстоятельств, в силу которых оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости затрагиваются права и обязанности административного истца, суд апелляционной инстанции прекратил производство в указанной части требований на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия не усматривает по доводам жалобы оснований для отмены либо изменения судебных актов, постановленных с соблюдением норм материального и процессуального права, при соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 7 того же Федерального закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно части 1 статьи 15 того же Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 16 Федерального от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при определении рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания в ходе вынесения судебных актов судами нижестоящих инстанций были соблюдены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о круге лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков, следуют из материалов дела, подтверждающих, что сведения о кадастровой стоимости данного объекта внесены на основании акта ГБУ СК "Ставкрайимущество".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости" указанное учреждение наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем административном ответчике были мотивированно отклонены судами как основанные на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество".
При этом использование расчетного метода определения кадастровой стоимости (а не ее утверждение) либо какого бы то ни было иного способа не может повлечь другую трактовку норм материального права, закрепленных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правильно приименных судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что акт об определении величины кадастровой стоимости не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не содержит грифа "утверждаю", поскольку какого-либо иного способа или акта для определения кадастровой стоимости объектов, поставленных на учет в связи с их образованием либо изменением характеристик, законом не предусмотрено.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 20 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 г оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.