Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Л.В, судей Поддубной О.А, Трегуловой К.К, с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Буденновского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края об обязании ликвидировать несанкционированное место размещения отходов, по кассационной жалобе администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 25 мая 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Трегуловой К.К, представителя администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края Санько С.А, поддержавшую кассационную жалобу, прокурора Гаринина Э.П, возражавшего против кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Буденновский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные места размещения отходов в Буденновском районе Ставропольского края. В обоснование требований указано на то, что в рамках проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления и земельного законодательства в деятельности Стародубского территориального отдела администрации Буденновского муниципального округа выявлен факт нахождения в границах муниципального образования несанкционированных свалок на земельных участках: в п. Терек, ориентировочный объем загрязняющих веществ составляет 28 800 куб.м, координаты N, на С - 0, 25 км от цеха сернистого ангидрида, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена; в с. Стародубское, ориентировочный объем загрязняющих веществ составляет 34 000 куб.м, координаты N, от Ю части села 0, 9 км, на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена; в п. Плаксейка расположена несанкционированная свалка, ориентировочный объем загрязняющих веществ 350 куб.м, координаты: N, 0, 8 км С часть поселка, на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. При этом в региональной схеме обращения с отходами Ставропольского края указанное место размещения отходов отсутствует, что свидетельствует о том, что место размещения отходов является несанкционированным.
Уточнив требования, прокурор просил возложить на администрацию Буденновского муниципального округа Ставропольского края в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения отходов в Буденновском районе в границах муниципального образования: координаты: N, N в п. Терек на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена; координаты: N, N в с. Стародубское, на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена.
Определением Буденновского городского суда Ставропольского края от 25 мая 2023 года принят отказ прокурора от требований в части возложения на администрацию Буденновского муниципального округа Ставропольского края ликвидировать несанкционированное место размещения отходов в п. Плаксейка, производство по делу в этой части прекращено.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 25 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30 августа 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены в заявленном объеме.
В кассационной жалобе администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края в лице представителя Савченко С.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов со ссылкой на наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит состоявшиеся по делу судебные акты подлежащими отмене.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокурорской проверкой был выявлен факт нахождения несанкционированных мест размещения отходов на территории Стародубского территориального отдела администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края на земельных участках с координатами: N в п. Терек на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена; N в с. Стародубское, на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена имеются обрезки фанеры, древесины, стружки, опилки, обрезки ткани и т.д, твердые коммунальные отходы (пластиковые бутылки, ткань, пакеты, канистры, битое стекло и т.д.), а также строительный мусор (обломки красных кирпичей, обломки железобетонных плит, разрушенные саманные кирпичи и т.д.).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Буденновского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 10, 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 12, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", удовлетворили требования прокурора и исходили из того, что пришли в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, регламентирующих порядок сбора, складирования, использования, сжигания, переработки и обезвреживания, транспортировки, захоронения и иного обращения с отходами производства и потребления, администрация Буденновского муниципального округа Ставропольского края допустила организацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на землях района и не обеспечила надлежащее содержание указанной территории, где отсутствует ограждение, ненадлежащее использование земельного участка, что приводит к порче земли, создает опасность для окружающей среды, нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, по организации вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов из места их несанкционированного размещения не представлено.
Отклоняя довод ответчика о том, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность ликвидации выявленного места размещения твердых коммунальных отходов, суды указали, что именно на орган местного самоуправления законом возложена обязанность по регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями территории муниципальных образований, при этом, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящий отходы не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых отходы находятся.
В данном случае с судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Возражая против иска прокурора, ответчик в лице администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края ссылался, в том числе на отсутствие финансовых резервов и финансового обеспечения из регионального и федерального бюджетов на цели по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального округа.
Между тем судебными инстанциями этим доводам ответчикам оценки не приведена, суд первой инстанции данные доводы не учел, а суд апелляционной инстанции, проверяя дело, к тому же оставил без внимания правовую позицию на этот счет, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области".
В названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П указано, что положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением данного муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом, что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации федеральному законодателю предписано, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Конституционным Судом Российской Федерации определено, что такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Суды при рассмотрении иска прокурора не установили время образования несанкционированных свалок отходов, не рассмотрели вопрос об источнике финансирования выполнения работ по ликвидации этих свалок, не проверили, имеются ли в данном случае неправомерные действия органа местного самоуправления в их образовании, хотя эти вопросы имели существенное значение для правильного разрешения спора.
Принимая во внимание указанное правовое регулирование, которое не было учтено при рассмотрении дела, то обстоятельство, что на день апелляционного рассмотрения дела и на день кассационного рассмотрения названное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации вступило в силу, суд кассационной инстанции находит состоявшиеся по делу судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 25 мая 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30 августа 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Иванова Л.В.
Судьи Поддубная О.А.
Трегулова К.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.