Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Найденовой О.Н, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Семиохина М. В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 22 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Семиохина М. В. к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 13" Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Семиохин М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 13" Федеральной службы исполнения наказаний (далее также - ФКУЗ МСЧ-13, Учреждение), выразившееся в нерассмотрении обращения от 15 апреля 2022 года по существу поставленных в нем вопросов.
В обоснование административного иска указано, что в ответе от 5 августа 2022 года, полученном им 16 августа 2022 года, административный ответчик в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан не дал надлежащие ответы на все вопросы, поставленные им в обращении от 15 апреля 2022 года, что следует из письма Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Петрунина С.В. от 1 ноября 2022 года N 50-2022/20890025/он559-22, в котором установлены нарушения должностными лицами ФКУЗ МСЧ-13 требований пункта 1 части первой статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении его заявления от 15 апреля 2022 года.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 22 августа 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 ноября 2023 года, Семиохин М.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Повторяя доводы административного иска и апелляционной жалобы, указывает на нарушение административным ответчиком порядка и срока рассмотрения его обращения, что было установлено представлением прокурора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 5 мая 2022 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступило заявление Семиохина М.В, датированное 15 апреля 2022 года, в котором он просил провести проверку с выездом на место совместно с привлеченными специалистами мордовских территориальных учреждений Роспотребнадзора и Росприроднадзора, с осмотром, фотофиксацией на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации решения министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 6 июля 2018 года N 24 "О предоставлении водного объекта в пользование", которым ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия разрешен сброс сточных вод со своей территории в объеме 90, 18 тысяч м.куб. в ручей "Безымянный", ответа УФСИН России по Республике Мордовия от 16 марта 2022 года N 14/ТО/ЗО - 445 "О результатах рассмотрения обращения" в части приведенных в нем доводов о правомерности ежегодного, начиная с 2018 года, сброса сточных вод с территории ФКУ ИК-5 в объеме 90, 18 м. куб. в ручей "Безымянный".
Указанное обращение было перенаправлено в прокуратуру Республики Мордовия 11 мая 2022 года и в последующем 21 июня 2022 года в министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, 30 июня 2022 года руководителю Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Харитоновой Т.П, 5 июля 2022 года начальнику ФКУЗ МСЧ-13 и заместителю руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия.
5 августа 2022 года ФКУЗ МСЧ-13 за подписью врио заместителя начальника ФКУЗ МСЧ-13 Ковышкиной Е.И. административному истцу дан ответ, в котором сообщено об исправном состоянии системы канализации и водоотведения в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия; сброс сточных вод в объеме 90, 18 тыс.куб.м/год в ручей "Безымянный" разрешен на основании решения министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия "О предоставлении водного объекта в пользование" от 6 июля 2018 года N 24 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия; надворный туалет, расположенный на территории жилой зоны, не эксплуатируется и в отрядах имеются исправные санитарные узлы.
Также 21 ноября 2022 года Семиохину М.В. был направлено дополнение к ответу от 5 августа 2022 года в связи с внесенным Дубравной прокуратурой представления от 1 ноября 2022 года, в котором была изложена более подробная информация по всем фактам, указанным в обращении.
Информация о функционировании надворных туалетов, расположенных на территории колонии, а также о функционировании в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия системы канализации и сброса сточных вод в ручей "Безымянный" была представлена ранее в ответах на обращение Семиохина М.В. от 23 мая 2022 года N 274, от 15 декабря 2022 года N 659.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что порядок разрешения поданного Семиохиным М.В. заявления не нарушен, обращение рассмотрено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в установленный срок, заявителю, в том числе дополнительно, даны письменные мотивированные ответы, копии которых им получены, нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено. Кроме того, судом указано на пропуск административным истцом процессуального срока на обращение в суд.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации в качестве одной из конституционных гарантий закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращения граждан регламентированы Федеральным законом от 5 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что обращение Семиохина М.В. рассмотрено административным ответчиком по существу поставленных в нем вопросов, на обращение даны исчерпывающие ответы, нарушения порядка рассмотрения обращения судами не установлено, право Семиохина М.В. на рассмотрение обращения не нарушено.
Несогласие заявителя с содержанием ответов не свидетельствует о бездействии административного ответчика по нерассмотрению обращения.
Ссылка заявителя в жалобе на нарушение срока рассмотрения его обращения не может повлечь отмену судебных актов. На поступившее 5 июля 2022 года в ФКУЗ МСЧ-13 обращение дан ответ 5 августа 2022 года, в установленный законом срок, дополнительный ответ по представлению прокурора дан 21 ноября 2022 года, при этом предоставление заявителю дополнительного ответа за пределами тридцатидневного срока, установленного законом, не свидетельствует о бездействии административного ответчика и не повлекло реального нарушения прав административного истца. Как установлено судами, ответы Симиохиным М.В. получены.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Материальный закон применен судами правильно; нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семиохина М. В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.