Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Асатиани Д.В, судей Князькова М.А. и Гольман С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления культурного наследия Московской области к Хахандуковой А.А. признании постройки построенной с нарушением, обязании снести строение
по кассационной жалобе Главного управления культурного наследия Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 17 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 9 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Князькова М.А, выслушав объяснения представителя Главного управления культурного наследия Московской области - Зенина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Хахандуковой А.А. - Базаровой Н.Ю, против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление культурного наследия Московской области обратилось в суд с иском к Хахандуковой А.А. о признании постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", построенной в нарушение пункта 1 и пункта 3 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", об обязании Хахандуковой А.А. снести строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Иск обоснован тем, что Главным управлением культурного наследия Московской области 20 мая 2022 г. проведено выездное обследование защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения - "Здание института благородных девиц, "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" (современный адрес: "адрес"). В ходе выездного обследования проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". В ходе выездного обследования 100-метровой защитной зоны объекта культурного наследия, предусматривающей запрет строительства на ее территории объектов капитального строительства, выявлен факт наличия на ее территории капитального сооружения. Данное строение, построенное в защитной зоне Объекта в нарушение пунктов 1 и 3 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", нарушает композиционно-видовые связи (панорамы) объекта. Земельный участок с кадастровым номером N принадлежит на праве собственности Хахандуковой А.А. На запрос истца от 26 мая 2022 г. N 34Исх-3261 администрация Раменского городского округа Московской области представила копию уведомления от 18 октября 2021 г, направленного бывшему собственнику указанного земельного участка, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с нахождением последнего в защитной зоне объекта. Таким образом, на участке, принадлежащем ФИО9, возведено капитальное сооружение с нарушением требований Федерального закона. В целях урегулирования настоящего спора в досудебном порядке в адрес Хахандуковой А.А. была направлена претензия (требование) от 27 мая 2022 г. N 34Исх-3284 с требованием устранить допущенные нарушения и сносе постройки. Однако ответчик на претензию не ответил, постройку до настоящего времени не снес.
Решением Раменского городского суда Московской области от 17 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 9 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Главного управления культурного наследия Московской области отказано.
В кассационной жалобе заявителя ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещенными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, и в той части, в которой они обжалуются, не находя оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Из материалов дела и обжалуемых судебных постановлений следует, что Главным управлением культурного наследия Московской области 20 мая 2022 г. проведено выездное обследование защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения - "Здание института благородных девиц, "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" (современный адрес: "адрес"). В ходе выездного обследования 100-метровой защитной зоны объекта культурного наследия, предусматривающей запрет строительства на ее территории объектов капитального строительства, выявлен факт наличия на ее территории капитального строения, нарушающего композиционно-видовые связи (панорамы) объекта.
Ответчик Хахандукова А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается сведениями ЕГРН.
Изначально указанный выше земельный участок был предоставлен ФИО1 (правопредшественнику Хахандуковой А.А.) на основании Постановления Главы администрации поселка Быково Раменского района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ и выдано свидетельство о праве собственности на землю для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуальной застройки гражданам "адрес" по адресу: "адрес".
Указанному земельному участку присвоен кадастровый N. Рассматриваемый участок находился при жилом доме, который 14 января 2005 г. был уничтожен в результате пожара, что подтверждается справкой от 31 января 2005 г.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок перешел в собственность ФИО2.
Вступившим в законную силу решением Раменского городского суда Московской области от 11 декабря 2018 г. по гражданскому делу N 2- 7772/18 по иску ФИО2 к администрации городского поселения Быково Раменского муниципального района Московской области об установлении границ земельного участка, установлены границы земельного участка с кадастровым номером N площадью 588 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи Хахандукова А.А. стала собственником земельного участка с кадастровым номером N
25 февраля 2020 г. между Управлением земельных отношений Раменского городского округа и Хахандуковой А.А. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В результате перераспределения вышеуказанного земельного участка, кадастровый номер земельного участка изменился с N на N.
Согласно подпункту 3.2 пункта 3 указанного соглашения, части участка, в отношении которых установлены ограничения, отображены в выписке ЕГРН.
В свою очередь, в выписке из ЕГРН на указанный земельный участок какие-либо ограничения не зарегистрированы.
После подготовки земельного участка к строительству жилого дома, Хахандукова А.А. обратилась в администрацию Раменского городского округа Московской области с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома.
30 сентября 2021 г. Хахандуковой А.А. получено уведомление об отказе в приеме вышеуказанного уведомления.
Согласно заключению о согласовании строительства (реконструкции), размещения объекта в пределах границ зон аэродромов государственной авиации от ДД.ММ.ГГГГ N N, строительство жилого дома было согласовано.
После повторного обращения в администрацию Раменского городского округа Московской области с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома, 11 октября 2021 г. Хахандуковой А.А. получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Также Хахандуковой А.А. получено заключение Главного управления культурного наследия Московской области, в котором указано, что земельный участок частично расположен в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Здания института благородных девиц, "данные изъяты"". Вместе с тем, указанным заключением Главное управление культурного наследия Московской области сообщает, что в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 указанного закона, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, а также на земельном участке, непосредственно связанным с земельном участком в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии согласования проектов проведения таких работ.
Указанные разделы проектной документации являются предметом рассмотрения государственной историко-культурной экспертизы.
В свою очередь, ответом на обращение Хахандуковой А.А, Главное управление культурного наследия Московской области сообщило, что на вышеуказанном земельном участке объекты культурного наследия отсутствуют и проведение указанной ранее экспертизы нецелесообразно.
На основании технического плана объекта незавершенного строительства, изготовленного кадастровым инженером ФИО10, 21 июня 2022 г. в ЕГРН внесены сведения об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером N площадью 159, 2 кв.м, степенью готовности 82%, что подтверждается выпиской из ЕГРН, ранее представленной в материалы вышеуказанного гражданского дела.
15 сентября 2022 г. Хахандуковой А.А. получены технические условия для присоединения к электрическим сетям АО "Мособлэнерго".
07 октября 2022 г. между АО "Мосэнергосбыт" и Хахандуковой А.А. заключен договор энергоснабжения индивидуального жилого дома (домовладения).
Согласно Распоряжению Главного управления культурного наследия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Здание института благородных девиц, "данные изъяты"" расположенного по адресу: "адрес" утверждена территория объекта.
Земельный участок с кадастровым номером N и расположенный на нем объект недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Хахандуковой А.А, имеют адрес: "адрес", то есть располагаются в границах населенного пункта.
Определением суда первой инстанции от 7 ноября 2022 г. по делу назначена комплексная судебная землеустроительная и культурологическая экспертиза, проведение которой поручено ООО " "данные изъяты"".
Экспертным путем установлено, что расстояние от объекта культурного наследия регионального значения - "Здание института благородных девиц, "данные изъяты"" до объекта незавершенного строительства составляет более 100 м.
Эксперт отмечает, что между объектом культурного наследия регионального значения - "Здание института благородных девиц, "данные изъяты"" и исследуемыми объектами находятся несколько рядов жилых домов, а также сосновая лесополоса (высотой более 20 м).
Объект незавершенного строительства полностью расположен в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения - "Здание института благородных девиц. "данные изъяты"".
Вместе с тем, по мнению эксперта, объект незавершенного строительства, находящийся на земельном участке с кадастровым номером N не затрагивает композиционно-видовые связи (панорамы) объекта культурного наследия регионального значения - "Здание института благородных девиц, "данные изъяты"".
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 222, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 51, 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 3, 1, 18, 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", исходил из того, что нарушений санитарных, пожарных, строительных норм и правил согласно представленным заключениям при возведении спорного объекта не установлено, поэтому пришел к выводу о том, что избранный истцом способ защиты нарушенного права в виде сноса спорного объекта, несоразмерен последствиям допущенных нарушений.
При этом, суд первой инстанции, установив, отсутствие доказательств того, что возведенное строение представляет угрозу разрушения для объектов культурного наследия; объект культурного наследия с места расположения объекта незавершенного строительства не визуализируется; спорный объект не оказывает влияния на восприятие объекта культурного наследия, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использование с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как указано в пункте 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях обеспечение сохранности объектов культурного наследия.
Для этого, в силу пункта 2 указанной статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления названных зон.
В соответствии с пунктом 3 той же статьи земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве зон с особыми условиями использования территорий, в числе прочих, предусмотрены зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 1) и защитная зона объекта культурного наследия (пункт 2).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (пункт 1).
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 34.1 Федерального закона N 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 данной статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
В силу пункта 3 статьи 34.1 Федерального закона N 73-ФЗ границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника (подпунктом 1); для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля (подпункт 2).
Как установлено судом, посредством оценки заключения экспертов в совокупности с другими доказательствами, объект незавершенного строительства полностью расположен в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения - "Здание института благородных девиц. "данные изъяты"".
Вместе с тем, объект незавершенного строительства, находящийся на земельном участке с кадастровым номером N не затрагивает композиционно-видовые связи (панорамы) объекта культурного наследия регионального значения - "Здание института благородных девиц, "данные изъяты"". Указанный объект расположен в зоне сложившейся застройки, между объектом культурного наследия и исследуемым объектом находятся несколько рядов жилых домов, а также сосновая лесполоса (высотой более 20 метров).
Экспертом установлено, что объект незавершенного строительства расположен на расстоянии более 100 метров от внешней стены объекта культурного наследия регионального значения - "Здание института благородных девиц, "данные изъяты"" и составляет 146, 37 метров.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, выводы суда первой инстанции, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 17 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 9 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления культурного наследия Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.