Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутьменевой Оксаны Федоровны к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании решения неправомерным, признании права на ежемесячную доплату к назначенной страховой пенсии, понуждении назначить доплату, по кассационной жалобе Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области
на решение Советского районного суда г.Брянска от 20 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 августа 2023 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Кутьменева О.Ф. обратилась в суд с иском к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании решения неправомерным, признании права на ежемесячную доплату к назначенной страховой пенсии, понуждении назначить доплату.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 20 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 августа 2023 г, исковые требования Кутьменевой О.Ф. удовлетворены. Признано незаконным решение от 19 августа 2022 года N10015 департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области об отказе Кутьменевой О.Ф. в назначении доплаты к назначенной (страховой) пенсии по старости, как бывшей Главе Злынковского района, работавшей на непостоянной основе, в соответствии с Законом Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-З "О доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров", за Кутьменевой О.Ф. признано право на указанную доплату и на департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области возложена обязанность установить и выплатить Кутьменевой О.Ф. ежемесячную доплату с даты обращения.
В кассационной жалобе Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области просит отменить решение Советского районного суда г.Брянска от 20 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 августа 2023г, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Злынковского районного Совета народных депутатов Брянской области от 22 октября 2009 года на основании результатов тайного голосования Кутьменева О.Ф, депутат Злынковского районного Совета народных депутатов по Злынковскому избирательному округу N7, избрана Главой Злынковского района (председателем Злынковского районного Совета народных депутатов).
Решением Злынковского районного Совета народных депутатов Брянской области от 07 октября 2014 года N 1-6 полномочия Кутьменевой О.Ф, депутата Злынковского районного Совета народных депутатов по Злынковскому избирательному округу N 7, прекращены.
Кутьменева О.В. с 22 октября 2009 года по 06 октября 2014 года исполняла полномочия Главы Злынковского района на непостоянной основе, выплаты по оплате труда не начислялись и не выплачивались.
С 06 июля 2022 года Кутьменевой О.Ф. назначена страховая пенсия по старости бессрочно в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и статьями 28.1, 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
19 августа 2022 года департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области Кутьменева О.Ф. уведомлена об отсутствии правовых оснований для установления ей доплаты к назначенной (страховой) пенсии в соответствии с Законом Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-З "О доплате к пенсии отдельным категориям пенсионеров", поскольку ею представлен не полный пакет документов, а именно отсутствуют документы, подтверждающие статус бывшего главы муниципального образования городского округа, муниципального района, председателя представительного органа городского округа, муниципального района, работавшего на непостоянной основе.
Разрешая спор, установив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Кутьменевой О.Ф. о признании незаконным решения департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области об отказе истцу в назначении доплаты к установленной (страховой) пенсии по старости, как бывшей Главе Злынковского района, признав за Кутьменевой О.Ф. право на ежемесячную доплату к назначенной страховой пенсии, обязав ответчика установить и выплатить истцу указанную доплату с момента обращения, при этом суд исходил из того, что Кутьменева О.Ф, согласно представленным доказательствам, осуществляла деятельность Главы Злынковского района на непостоянной основе.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В судебных постановлениях приведены нормы материального права (Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст.ст.1, 3 Закона Брянской области от 10 июля 2001 года N 50 "О доплате к пенсии отдельным категориям пенсионеров"), подлежащие применению к спорным правоотношениям, и результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, при рассмотрении спора суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, и обоснованно исходили из того, что Кутьменева О.Ф. осуществляла полномочия Главы Злынковского района на непостоянной основе, что является основанием для назначения ей доплаты к установленной пенсии по старости в соответствии с Законом Брянской области от 10 июля 2001 года N50 "О доплате к пенсии отдельным категориям пенсионеров".
Доводы кассационной жалобы ответчика о недоказанности осуществления полномочий Главы Злынковского района на непостоянной основе не могут являться основанием для отмены решения и апелляционного определения, поскольку в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны суда нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки, которых по данному делу не допущено.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Брянска от 20 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 20 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.