Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев протест и.о. прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Назаренко Д.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2023 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Подрезова Ивана Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2023 года, Подрезов И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 3 суток.
В протесте, принесенном в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 КоАП РФ, на вступившие в законную силу судебные акты, прокурор просит их отменить, производство по делу прекратить.
Подрезов И.А, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о принесении прокурором протеста, в установленный срок свои возражения на него не представил.
Проверив доводы протеста, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Подрезова И.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что он находился 09 июня 2023 года в 23 час. 55 мин. в общественном месте - на лестничной площадке 4 этажа дома N 14 по ул. Набережной г. Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа, в состоянии алкогольного опьянения, шёл, шатаясь, плохо ориентировался на местности, имел неопрятный внешний вид, невнятную речь, изо рта исходил резкий запах алкоголя, тем самым оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность.
Привлекая Подрезова И.А. к административной ответственности, мировой судья пришел к выводу о том, что в действиях Подрезова И.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что в Подрезов И.А. находился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
С данными выводами согласился судья городского суда, указав на то, что состояние алкогольного опьянения у Подрезова И.А. было выявлено по клиническим признакам, подтверждалось в отсутствие акта медицинского освидетельствования в связи с отказом от освидетельствования, иными доказательствами, в частности показаниями сотрудников полиции и свидетелей.
Вместе с тем, с такими выводами судей согласиться нельзя.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 27.12.1, предусматривающей направление лиц, совершивших административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Пунктом 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Отнесение законодателем медицинского освидетельствования на состояние опьянения к одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях обуславливается установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственностью за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения.
Таким образом, поскольку в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, за исключением управляющих транспортным средством, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, установлен порядок именно медицинского освидетельствования, то по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что доказательством состояния опьянения лица является акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (далее - Порядок N 933н).
В силу подпункта 2 пункта 5 Порядка N 933н медицинское освидетельствование проводится в отношении лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о проведении медицинского освидетельствования в отношении Подрезова И.А, и о доказанности у него состояния опьянения. Указание должностным лицом в рапорте и протоколе на то, что Подрезов И.А находился в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, то есть шел, шатаясь из стороны в сторону, плохо ориентировался на местности, имел неопрятный внешний вид, невнятную речь, изо рта исходил резкий запах алкоголя, не подтверждает факт нахождения Подрезова И.А. в состоянии алкогольного опьянения.
Как указано выше, по делам данной категории необходимо установить и соотнести факт нахождения лица в общественном месте в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и факт реальной общественной опасности действий данного лица (возможности причинения вреда себе и окружающим), что связано, в том числе, с выяснением вопроса о виде опьянения и количественном значении содержания алкоголя в организме. Результат освидетельствования был необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку от прохождения медицинского освидетельствования Подрезов И.А. отказался, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что названное лицо находилось в общественном месте в состоянии опьянения, оснований судить о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Также необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, и позицию, выраженную в перечисленных выше определениях Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой распределение бремени доказывания, вытекающее из примечания к указанной выше норме, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное, состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2023 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Подрезова Ивана Анатольевича, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции А.Л. Данилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.