Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев жалобу Рябоконь Александра Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Еткульского района Челябинской области от 05 июня 2023 года, решение судьи Еткульского районного суда Челябинской области от 21 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области Рябоконь Александра Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Еткульского района Челябинской области от 05 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Еткульского районного суда Челябинской области от 21 августа 2023 года, начальник ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области Рябоконь А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Рябоконь А.А. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Прокуратурой Еткульского района Челябинской области представлены возражения на жалобу, в которых помощник прокурора просит судебные акты составить без изменения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 17 января 2024 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и возражения на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон о прокуратуре) прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Еткульского района Челябинской области в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения и исполнения требований Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в ОМВД России по Еткульскому району.
По результатам проверки и.о. прокурора Еткульского района Бикбулатовым Р.М. 17 марта 2023 года в адрес "данные изъяты" ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области Рябоконь А.А. внесено представление об устранении нарушении федерального законодательства, в котором прокурор требует незамедлительно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района, уведомив о времени и месте рассмотрения представления не позднее, чем за пять дней; незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства; рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении требований законодательства, к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения, принятых мерах уведомить прокурора района в письменной форме в предусмотренный законом месячный срок с момента получения представления, приложив копии приказов о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Данное представление направленно по электронной почте в ОМВД России по Еткульскому району и получено сотрудником ОМВД 20 марта 2023 года.
По результатам рассмотрения внесенного прокурором представления 18 апреля 2023 года "данные изъяты" ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области был подготовлен ответ о рассмотрении представления прокурора, который поступил в прокуратуру Еткульского района Челябинской области по электронной почте 20 апреля 2023 года (л.д. 35), 20 апреля 2023 года "данные изъяты" ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области вновь был дан ответ на представление прокурора о принятых по представлению мерах (л.д. 22). Данный ответ поступил в прокуратуру Еткульского района Челябинской области по электронной почте 25 апреля 2023 года (л.д. 36)
21 апреля 2023 года и.о. прокурора Еткульского района Бикбулатовым Р.М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - "данные изъяты" ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области Рябоконь А.А, в связи с неисполнением законных требований прокурора, указанных в представлении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей постановления в отношении "данные изъяты" ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области Рябоконь А.А. о привлечении к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи районного суда постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Судьи посчитали установленным и доказанным на основании представленных доказательств факт совершения Рябоконь А.А. административного правонарушения.
Между тем решение судьи районного суда нельзя признать законным по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении, предусмотренный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одной из стадий производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок рассмотрения жалобы на постановление, не предусматривают возможность вынесения резолютивной части решения (в отличие от норм, регламентирующих порядок вынесения постановления по части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из протокола судебного заседания (л.д. 98-99) следует, что при рассмотрении дела 21 августа 2023 года судья, рассмотрев дело, удалился в совещательную комнату, после выходы из совещательной комнаты огласил решение. Вместе с тем, в материалах дела имеется резолютивная часть решения от 21 августа 2023 года (л.д. 100), а также решение суда, изготовленное в полном объеме, в котором указано на составление мотивированного решения 23 августа 2023 года (л.д. 101).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о допущенных судьей районного суда нарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельства несоблюдения порядка рассмотрения дела и вынесения решения, ставящие под сомнение полноту и всесторонность такого рассмотрения, нарушают при этом и права Рябоконь А.А, в том числе при реализации им права на дальнейшее обжалование.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Так, из постановления по делу об административном правонарушении следует, что дело рассмотрено 01 июня 2023 года, резолютивная часть постановления оглашена 01 июня 2023 года, мотивированное постановление изготовлено 05 июня 2023 года. Таким образом, датой вынесения постановления по настоящему делу об административном правонарушении является 05 июня 2023 года. Между тем, в решении районного суда датой принятия постановления указана дата 01 июня 2023 года.
Изложенное свидетельствует о том, что решение судьи районного суда вынесено с существенным нарушением процессуальных требований.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в умышленном невыполнении требований прокурора, которое заключается в непредставлении или несвоевременном представлении сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Вместе с тем, судьи при рассмотрении дела не установили наличие или отсутствие всех элементов объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи не проверены доводы подателя жалобы о правильности и законности исчисления срока, установленного для рассмотрения должностным лицом представления прокурора и принятия по нему соответствующих мер.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные судьей районного суда нарушения носят существенный характер, решение судьи Еткульского районного суда Челябинской области от 21 августа 2023 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный судебный акт подлежит отмене, а дело - возвращению в Еткульский районный суд Челябинской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении жалобы судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку доводам жалобы, выполнить требования закона в части обеспечения права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Еткульского районного суда Челябинской области от 21 августа 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области Рябоконь Александра Александровича, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Еткульский районный суд Челябинской области.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции А.Л. Данилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.