Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В. и Тиуновой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 июня 2023 года по административному делу N 2а-426/2023 по административному исковому заявлению Фотеева Виктора Николаевича к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании бездействия администрации исправительного учреждения незаконным, возложении обязанности по трудоустройству.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Фотеев В.Н. обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившегося в непредоставлении ему работы в данном исправительном учреждении, просил возложить обязанность по трудоустройству.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, которое отказывается трудоустроить истца на оплачиваемую работу с оплатой труда не ниже МРОТ, в связи с чем он не имеет возможность исполнить требования исполнительного документа о выплате алиментов на содержание несовершеннолетней дочери.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 28 февраля 2023 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 июня 2023 г, решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконным бездействия ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю отменено, бездействие администрации данного исправительного учреждения, выразившееся в не привлечении осужденного Фотеева В.Н. к труду в период с 17 ноября 2022 г. по 23 декабря 2022 г. признано незаконным, в остальной части решение городского суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 15 декабря 2023 года) ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
Специальным законом, закрепляющим общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных, включая общественно полезный труд, и основные обязанности осужденных, неисполнение которых влечет установленную законом ответственность, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (статьи 1 - 4, часть вторая статьи 9 и статья 11).
В силу части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.
Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, которая привлекает их к оплачиваемому труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест: в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов, а отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность (части первая, четвертая - шестая статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации; статьи 17 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации").
Таким образом, осужденные к лишению свободы привлекаются к труду в рамках уголовно-исполнительных, а не трудовых отношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года N 1024-О), не по своему волеизъявлению и самостоятельно, а администрацией исправительного учреждения в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.
Согласно пункту 418 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИУ с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Осужденные к лишению свободы, водворенные в ДИЗО, ШИЗО, переведенные в ПКТ или ЕПКТ, трудятся в рабочих камерах отдельно от других осужденных к лишению свободы, осужденные к лишению свободы, находящиеся в строгих условиях отбывания наказания, трудятся в помещениях отдельно от других осужденных к лишению свободы (пункт 424 и 425 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Удовлетворяя заявленные требования в упомянутой части и признавая незаконным бездействие исправительного учреждения, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что 15 ноября 2022 г. заместителем начальника центра трудовой адаптации осужденных был подан рапорт об увольнении Фотеева В.Н. в связи с его водворением в штрафной изолятор и приказом начальника ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю от 16 ноября 2022 г. N 641-ос было прекращено привлечение данного лица к оплачиваемому труду, при этом рабочие места для суждённых, содержащихся в помещениях камерного типа были созданы только в марте 2023 г.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что доказательств, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, подтверждающих невозможность привлечения Фотеева В.Н. в период с 17 ноября по 23 декабря 2022 г, соответствуют материалам дела и основаны на правильном толковании норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
По существу данные доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
При установленных судами фактических обстоятельствах дела доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене или изменению обжалованного судебного акта в порядке кассационного судопроизводства.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.