Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Хорошевской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пермского муниципального округа на решение Пермского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 июня 2023 года по административному делу N2а-158/2023 по административному иску заместителя прокурора Пермского района Пермского края (далее - Прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Пермского муниципального округа (далее - Администрация) о возложении обязанности по организации водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения прокурора Трошкиной А.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о возложении обязанности на Администрацию в течение года со дня вступления в силу решения суда организовать на территории улицы Рождественская села Култаево Пермского края водоснабжение и водоотведение, а также на период строительства сетей водоснабжения организовать подвоз воды для жителей указанной улицы.
Обосновывая заявленные требования, Прокурор указал на результаты проведенной проверки по обращению Тяло В.В, которыми выявлено отсутствие систем холодного водоснабжения и водоотведения на улице Рождественской в селе Култаево, при наличии на территории указанного населенного пункта централизованной системы водоснабжения, что свидетельствует о неисполнении Администрацией, как органом местного самоуправления, обязанности по организации водоснабжения и водоотведения населения на названной улице.
Решением Пермского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 июня 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
На Администрацию возложены обязанности в течение года со дня вступления в силу решения суда организовать на территории улицы Рождественская села Култаево Пермского края водоснабжение населения и водоотведение, на период организации водоснабжения обеспечить жителей указанной улицы водоснабжением иными предусмотренными законодательством способами.
В поданной 28 сентября 2023 года кассационной жалобе Администрация, просит постановленные судебные акты отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на отсутствие полномочий у Прокурора для обращения в суд, поскольку имеется возможность установить проживающих лиц на улице Рождественской в селе Култаево Пермского края, следовательно, права неопределенного круга лиц не затронуты; наличие гарантирующей организации ООО "Гидромастер" в сфере водоснабжения и водоотведения в границах Култаевского территориального управления Пермского муниципального округа, которая не отказалась от исполнения своих обязательств; нецелесообразность строительства сети водоснабжения для одного частного дома Тяло В.В. при обустройстве индивидуальных жилых домов на спорной улице собственными скважинами и отсутствии жалоб по вопросам центрального водоснабжения; не разрешении судами вопроса о виде системы водоотведения, необходимого для обустройства; неразумность установленного срока, без учета объема работ; возможность возложения обязанности на административного ответчика только при признании незаконным бездействия, чего в настоящем деле не имеется.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Определением суда от 12 октября 2023 года отказано в удовлетворении ходатайства Администрации о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции таких нарушений не установлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N644 определено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 71).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам (пункт 74).
Как следует из положений статьи 23 Закона о водоснабжении и водоотведении, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и части 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
Материалами дела подтверждается, что по обращению Тяло В.В. от 22 июня 2022 года, являющегося собственником земельного участка и жилого дома N4 по улице Рождественская в селе Култаево Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края (далее - Култаевское с/п), об отсутствии централизованного водоснабжения и водоотведения, прокуратурой Пермского района проведена проверка, по итогам которой установлено, что на улице Рождественская в селе Култаево отсутствует как система холодного водоснабжения, так и иные источники водоснабжения, а также система водоотведения, несмотря на наличие на территории населенного пункта централизованной системы водоснабжения и определение гарантирующего поставщика коммунальной услуги холодного водоснабжения ООО "Гидромастер".
В связи с указанными обстоятельствами 16 августа 2022 года в адрес главы администрации Култаевского с/п и.о. заместителя Прокурора внесено представление об устранении нарушений прав граждан, проживающих на улице Рождественской в селе Култаево Пермского края, в сфере водоснабжения и водоотведения, однако исчерпывающих мер по организации надлежащего водоснабжения населения органами местного самоуправления не принято.
Администрация Култаевского с/п в ответе на представление сообщила о невозможности подключения домов на улице Рождественской села Култаево к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, в связи с необходимостью строительства новой скважины и отсутствием средств в бюджете Култаевского с/п, а также необходимостью проведения работ по реконструкции очистных сооружений, на что денежные средства в бюджете на период 2023-2024 годов не предусмотрены, в связи с чем с мая 2019 года на территории Култаевского с/п приостановлена выдача технических условий (технического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и подключение спорной улицы к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения в настоящий момент не представляется возможным.
Постановлением главы Култаевского с/п от 19 декабря 2013 года N29 утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Култаевское сельское поселение" до 2038 года.
Статусом гарантирующей организации в сфере центрального холодного водоснабжения и водоотведения Култаевского с/п наделено ООО "Гидромастер" на основании постановления администрации Култаевского с/п от 09 июля 2015 года N235.
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к заключению об обоснованности заявленных Прокурором требований, поскольку Администрацией, как органом местного самоуправления, не исполнена возложенная на нее обязанность по организации водоснабжения и водоотведения в пределах Култаевского с/п на улице Рождественская в селе Култаево, что влечет нарушение прав граждан, проживающих на данной улице, на благоприятную среду обитания и нормальные условия существования.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судов первой и апелляционной инстанций считает правильными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Подлежат отклонению содержащиеся в кассационной жалобе доводы о нецелесообразности, с учетом наличия у жителей улицы Рождественская скважин, организации водоснабжения, поскольку данные суждения не влияют на установленную в силу закона обязанность органов местного самоуправления по организации водоснабжения. При этом выбор варианта организации водоснабжения населения является прерогативой органа местного самоуправления.
Позиция подателя жалобы о недостаточности предоставленного для выполнения возложенной обязанности срока, не может быть признана основанием для отмены или изменения постановленных судебных актов в кассационном порядке, поскольку при необходимости вопросы, связанные с процедурой исполнения постановленных судебных актов, в том числе в части срока их исполнения, могут быть разрешены судом первой инстанции в установленном процессуальным законодательством порядке.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Прокурора полномочий для обращения с настоящими требованиями в суд, обоснованно отклонены нижестоящими судебными инстанциями, поскольку Прокурор обратился именно в интересах всех проживающих на улице Рождественская в селе Култаево.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе административным ответчиком не представлено.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами инстанции оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены, и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи, с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Пермского муниципального округа без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 16 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.