Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Хорошевской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лядова Александра Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 24 августа 2023 года по административному делу N2а-2915/2023 по административному иску по административному иску Лядова Александра Сергеевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Пермскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении налоговой льготы.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения представителя Инспекции - Цикунова Н.С, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
на основании налогового уведомления N5276929 от 01 сентября 2022 года Лядову А.С. начислен транспортный налог за три месяца 2021 года в отношении автомобиля "Nissan Leaf" в размере 1 789 рублей.
Не согласившись с начислением транспортного налога за указанный налоговый период, 13 февраля 2022 года Лядов А.С. обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу на основании части 3 статьи 3 Закона Пермского края от 25 декабря 2015 года N589-ПК "О транспортном налога на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермской крае" (далее - Закон ПК N589-ПК).
Ответом Инспекции от 27 февраля 2023 года N15-15/03001@ Лядову А.С. отказано в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу с указанием на отсутствие оснований для освобождения от уплаты транспортного налога за 2021 год в отношении транспортных средств, оснащенных исключительно электрическим двигателем (при условии, что с года выпуска транспортного средства прошло не более семи лет), поскольку часть 3 статьи 3 Закона ПК N589-ПК распространяется на правоотношения, начиная с 01 января 2022 года.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее - УФНС по ПК) от 24 апреля 2023 года (ошибочно указана дата 24 апреля 2022 года) N18-16/123 жалоба Лядова А.С. оставлена без удовлетворения.
Лядов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 27 февраля 2023 года N15-15/03001@ об отказе в предоставлении налоговой льготы при уплате транспортного налога за 2021 год и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, указывая, что налоговая льгота, установленная положениями части 3 статьи 3 Закона ПК N589-ПК, вступившими в силу с 01 января 2022 года, предоставляется налогоплательщику, начиная с налогового периода, в котором возникло право на льготу, в связи с чем данная норма закона имеет обратную силу, как улучшающая положение налогоплательщика.
Решением Мотовилихинского районного суда города Перми от 25 мая 2023 года признано незаконным решение Инспекции об отказе в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу за налоговый период 2021 года, возложена обязанность на налоговый орган устранить допущенные нарушения прав Лядова А.С.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 24 августа 2023 года решение суда отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В поданной 06 октября 2023 года кассационной жалобе Лядов А.С. просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на ошибочные выводы суда апелляционной инстанции о применении налоговой льготы по транспортному налогу в отношении транспортных средств, оборудованных исключительно электрическим двигателем, только с 01 января 2022 года, поскольку акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика имеют обратную силу.
Инспекцией представлены письменные возражения об отсутствии оснований для отмены апелляционного определения.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда кассационной инстанции.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции не допущены.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
К числу предусмотренных законом налогов относится, в том числе транспортный налог, который в силу подпункта 3 статьи 14 НК РФ, является региональным налогом.
Абзацем 3 статьи 356 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право при установлении транспортного налога предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
На территории Пермского края транспортный налог, налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их применения установлены Законом ПК N589-ПК.
Законом Пермского края от 29 ноября 2021 года N23-ПК статья 3 Закона ПК N589-ПК дополнена частью 3 следующего содержания: "От уплаты налога освобождаются налогоплательщики - физические лица и организации в отношении любой категории и любого количества транспортных средств, оснащенных исключительно электрическим двигателем, при условии, что с года выпуска транспортного средства прошло не более 7 лет включительно.
Льгота предоставляется налогоплательщику на основании заявления о предоставлении налоговой льготы, а также документов, подтверждающих право на льготу, которые налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган, либо на основании данных, имеющихся в налоговом органе.
Налоговая льгота предоставляется налогоплательщику начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на льготу".
В соответствии со статьей второй Закона Пермского края от 29 ноября 2021 года N23-ПК настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, и действует до 1 января 2029 года.
Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор и удовлетворяя административные исковые требования, исходил из того, что положения части 3 статьи Закона ПК N589-ПК, устанавливающие льготу по транспортному налогу в отношении транспортный средств, оснащенных исключительно электрическим двигателем, с учетом указаний в статье 5 НК РФ, имеют обратную силу, в связи с чем оснований для начисления транспортного налога административному истцу за 2021 год у налогового органа не имелось.
Судебная коллегия по административным делам краевого суда с позицией суда первой инстанции не согласилась, отменила решение суда, отметив, что поскольку Законом Пермского края от 29 ноября 2021 года N23-ПК не придана обратная сила положениям части 3 статьи 3 Закона ПК N589-ПК, оснований для освобождения Лядова А.С. от уплаты транспортного налога за 2021 год не имеется.
Судебная коллегия кассационного суда находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, должным образом аргументированными, соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, с учетом оценки представленных доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Действительно, в силу пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 3 постановления Пленума Верховного суда РФ N48 от 26 ноября 2019 года "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления", при расчете размера налога, сбора, страхового взноса, образованного в результате уклонения от их уплаты, суды должны принимать во внимание только те налоги, сборы, страховые взносы, налоговые ставки и их размеры, тарифы страховых взносов, которые были установлены законодательством для налогового (расчетного) периода, за который рассчитывается указанный размер. В случаях, когда актом законодательства были отменены налоги, сборы, страховые взносы либо снижены размеры ставок налогов (сборов), тарифы страховых взносов, расчет должен производиться с учетом этого нового обстоятельства, если соответствующему акту придана обратная сила в соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ.
Исходя из вышеприведенного, для освобождения налогоплательщиков на территории Пермского края от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, оснащенных исключительно электрическим двигателем, за налоговые периоды, предшествующие 2022 году, необходимо прямое указание об этом в Законе Пермского края от 29 ноября 2021 года N23-ПК.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Закон Пермского края от 29 ноября 2021 года N23-ПК не содержит положения о распространении действия части 3 статьи 3 Закона ПК N589-ПК на налоговые периоды ранее 2022 года.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены, и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи, с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Учитывая изложенное, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований к отмене апелляционного определения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лядова Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 16 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.