Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МУП "Водоканал", Предприятие) на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 28 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 июля 2023 года по делу N2-1215/2023 по иску прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга (далее - Прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП "Водоканал" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения представителя административного истца прокурора Трошкиной А.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия МУП "Водоканал" по принятию мер антитеррористической защищенности объектов: Западной фильтрованной станции (город Екатеринбург, Московский тракт 11 км); Головных сооружений водопровода (город Екатеринбург, улица Водонасосная, д.29); Южной аэрационной станции (город Екатеринбург, улица Косарева, д.24); Северной аэрационной станции (город Екатеринбург, улица Совхозная, д.30), в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N1467 (далее - Постановление N1467).
Просил возложить обязанность на МУП "Водоканал" в срок до 15 июня 2023 года провести мероприятия в отношении:
-Западной фильтровальной станции: оборудовать все имеющиеся на объекте контрольно-пропускные пункты металлоискателями, досмотровыми зеркалами; дооборудовать охранную телевизионную систему достаточным количеством камер наружного видеонаблюдения, установив их таким образом, чтобы максимально исключить непросматриваемые зоны вдоль периметрального ограждения объекта и во внутренней части территории объекта; издать распорядительный акт о назначении лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта; обеспечить осуществление пропускного режима лицом, оснащенным служебным огнестрельным оружием, гражданским оружием и специальными средствами на всех имеющихся на объекте контрольно-пропускных пунктах;
-Головных сооружений водопровода: оборудовать все имеющиеся на объекте контрольно-пропускные пункты металлоискателями, досмотровыми зеркалами; дооборудовать охранную телевизионную систему достаточным количеством камер наружного видеонаблюдения, установив их таким образом, чтобы максимально исключить непросматриваемые зоны вдоль периметрального ограждения объекта и во внутренней части территории объекта; издать распорядительный акт о назначении лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта; обеспечить осуществление пропускного режима лицом, оснащенным служебным огнестрельным оружием, гражданским оружием и специальными средствами на всех имеющихся на объекте контрольно-пропускных пунктах; оборудовать люки резервуаров чистой воды охранной сигнализацией;
-Южной аэрационной станции: оборудовать все имеющиеся на объекте контрольно-пропускные пункты металлоискателями, досмотровыми зеркалами; оборудовать контрольно-пропускной пункт N3 тревожно-вызывной сигнализацией; дооборудовать охранную телевизионную систему достаточным количеством камер наружного видеонаблюдения, установив их таким образом, чтобы максимально исключить непросматриваемые зоны вдоль периметрального ограждения объекта и во внутренней части территории объекта; издать распорядительный акт о назначении лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта; обеспечить осуществление пропускного режима лицом, оснащенным гражданским оружием и специальными средствами на всех имеющихся на объекте контрольно-пропускных пунктах; восстановить поврежденные фрагменты ограждения, устранив пролазы;
-Северной аэрационной станции: оборудовать все имеющиеся на объекте контрольно-пропускные пункты металлоискателями, досмотровыми зеркалами; дооборудовать охранную телевизионную систему достаточным количеством камер наружного видеонаблюдения, установив их таким образом, чтобы максимально исключить непросматриваемые зоны вдоль периметрального ограждения объекта и во внутренней части территории объекта;- издать распорядительный акт о назначении лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта; оборудовать охранной сигнализацией комплекс метантенков; восстановить поврежденные фрагменты ограждения, устранив пролазы.
Обосновывая заявленные требования, Прокурор указал на результаты проведенной проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в ведении МУП "Водоканал", в ходе которой выявлены нарушения требований антитеррористической безопасности, что создает угрозу совершения террористических актов, влечет реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью значительного числа граждан, неопределенного круга лиц, а также противоречит охраняемым законом интересам общества и государства.
Определением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 21 марта 2023 года принят отказ Прокурора от исковых требований в части возложения обязанности провести мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности, по восстановлению поврежденных фрагментов периметрального ограждения с устранением пролазов в отношении Южной аэрационной станции.
Решением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 21 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 июля 2023 года признано незаконным бездействие МУП "Водоканал" по принятию мер, направленных на приведение в соответствие с Требованиями антитеррористической защищенности состояния антитеррористической защищенности следующих объектов водоснабжения и водоотведения: Западная фильтровальная станция, Головные сооружения водопровода; Южная аэрационная станция; Северная аэрационная станция.
На МУП "Водоканал" возложена обязанность в срок в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу провести следующие мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности:
-Западной фильтровальной станции: оборудовать все имеющиеся на объекте контрольно-пропускные пункты металлоискателями, досмотровыми зеркалами; - дооборудовать охранную телевизионную систему достаточным количеством камер наружного видеонаблюдения, установив их таким образом, чтобы максимально исключить непросматриваемые зоны вдоль периметрального ограждения объекта и во внутренней части территории объекта; - обеспечить осуществление пропускного режима лицом, оснащенным служебным огнестрельным оружием, гражданским оружием и специальными средствами на всех имеющихся на объекте контрольно-пропускных пунктах; - издать распорядительный акт о назначении лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта;
-Головных сооружений водопровода: оборудовать все имеющиеся на объекте контрольно-пропускные пункты металлоискателями, досмотровыми зеркалами; - оборудовать люки РЧВ охранной сигнализацией; - дооборудовать охранную телевизионную систему достаточным количеством камер наружного видеонаблюдения, установив их таким образом, чтобы максимально исключить непросматриваемые зоны вдоль периметрального ограждения объекта и во внутренней части территории объекта; - обеспечить осуществление пропускного режима лицом, оснащенным служебным огнестрельным оружием, гражданским оружием и специальными средствами на всех имеющихся на объекте контрольно-пропускных пунктах; - издать распорядительный акт о назначении лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта;
-Южной аэрационной станции: оборудовать все имеющиеся на объекте контрольно-пропускные пункты металлоискателями, досмотровыми зеркалами; - оборудовать контрольно-пропускной пункт N3 тревожно-вызывной сигнализацией; - дооборудовать охранную телевизионную систему достаточным количеством камер наружного видеонаблюдения, установив их таким образом, чтобы максимально исключить непросматриваемые зоны вдоль периметрального ограждения объекта и во внутренней части территории объекта; - обеспечить осуществление пропускного режима лицом, оснащенным служебным огнестрельным оружием, гражданским оружием и специальными средствами на всех имеющихся на объекте контрольно-пропускных пунктах; - издать распорядительный акт о назначении лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта;
-Северной аэрационной станции: оборудовать все имеющиеся на объекте контрольно-пропускные пункты металлоискателями, досмотровыми зеркалами; - восстановить поврежденные фрагменты периметрального ограждения, устранив пролазы; - дооборудовать охранную телевизионную систему достаточным количеством камер наружного видеонаблюдения, установив их таким образом, чтобы максимально исключить непросматриваемые зоны вдоль периметрального ограждения объекта и во внутренней части территории объекта; - издать распорядительный акт о назначении лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта, -оборудовать охранной сигнализацией метатенков.
В удовлетворении остальной части требований отказано. С МУП "Водоканал" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
В поданной 12 октября 2023 года кассационной жалобе МУП "Водоканал" просит постановленные судебные акты отменить в части возложения обязанности по оборудованию люков резервуаров чистой воды (далее - РЧВ) охранной сигнализацией на Головных сооружениях водопровода, ссылаясь на пункт 36 Постановления N1467, не предусматривающего отдельное оснащение техническими средствами охраны люков и резервуаров чистой воды и отсутствие технической возможности для совершения таких действий.
Прокуратурой Свердловской области представлены письменные возражения об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02 ноября 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи не поступало.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не установлено.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма закреплены в Федеральном законе от 06 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), статьей 2 которого к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексное использование мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно статье 3 Закона о противодействии терроризму (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта, а террористический акт - как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В соответствии с частью 3.1 статьи 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением N1467 установлены обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, включая вопросы их категорирования, охраны, оборудования инженерно-техническими средствами охраны, информирования об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах водоснабжения и водоотведения и реагирования на полученную информацию, контроля за выполнением настоящих требований, а также разработки паспорта безопасности объектов водоснабжения и водоотведения.
Под объектами водоснабжения и водоотведения для целей настоящих требований следует понимать территориально обособленные (расположенные в пределах внешнего периметра, границы которого установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации) комплексы зданий, сооружений и оборудования, предназначенные для осуществления водоснабжения (водозаборы (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), очистные сооружения водопровода, водопроводные насосные станции, резервуары, водонапорные башни) и водоотведения (очистные сооружения канализации (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), канализационные насосные станции), входящие в состав централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения (за исключением водопроводных и канализационных сетей) (пункт 2 Постановления N1467).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в ведении МУП "Водоканал" находятся объекты водоснабжения и водоотведения, которым на основании актов обследования и категорирования от 15 июня 2018 года присвоены следующие категории опасности:
-первая категория опасности: Западная фильтровальная станция и Головные сооружения водопровода;
-вторая категория опасности: Южная аэрационная станция;
-четвертая категория опасности: Северная аэрационная станция.
При проведении указанного обследования комиссией сформирован перечень мероприятий, подлежащих реализации на указанных объектах, для приведения в соответствии с требованиями соответствующей категории.
В частности, при категорировании объекта водоснабжения: Головные сооружения водопровода в составе необходимых для реализации инженерно-технических мер включены работы по оборудованию люков РЧВ охранной сигнализацией.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга на основании поручения прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в ведении муниципального унитарного предприятия "Водоканал".
16 и 17 февраля 2023 года сотрудником прокуратуры района с участием специалиста Управления вневедомственной охраны по городу Екатеринбургу - филиалу Федерального казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области" проведены повторные внеплановые проверки исполнения положений Требований антитеррористической защищенности на четырех объектах МУП "Водоканал", по результатам которых оформлена справка с указанием нарушений, работы по устранению которых, предписанные актами от 15 июня 2018 года, не проведены.
В отношении объекта Головные сооружения водопровода отмечено, что люки РЧВ не оборудованы охранной сигнализацией.
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к заключению об обоснованности заявленных Прокурором требований, поскольку установлен факт нарушения требований по антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в ведении МУП "Водоканал" и относящихся к объектам первой, второй и четвертой категорий опасности.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судов первой и апелляционной инстанций считает правильными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
В соответствии с пунктом 26 Постановления N1467 обеспечение антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения осуществляется, в частности, путем воспрепятствования неправомерному проникновению на объект водоснабжения и водоотведения; выявления потенциальных нарушителей установленного на объекте водоснабжения и водоотведения режима и (или) признаков подготовки или совершения террористических актов; пресечения попыток совершения террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения.
Положениями подпункта "б" пункта 36 Постановления N1467 объекты водоснабжения и водоотведения независимо от установленной категории при наличии соответствующей технической возможности оборудуются, в том числе системой охранной сигнализации, передающей сигнал тревоги сотрудникам подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения при попытке несанкционированного проникновения нарушителя.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что не предусмотрено отдельного оснащения техническими средствами охраны люков и резервуаров чистой воды, судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что отсутствие приведенного в Постановлении N1467 оснащения препятствует выявлению нарушителей, намеревающихся совершить террористический акт путем помещения токсичных химикатов, отравляющих веществ или патогенных биологических агентов в резервуары чистой воды либо путем взрыва (поджога) метантенков, выявлению признаков подготовки или совершения террористических актов указанными способами, пресечению попыток их совершения.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе административным ответчиком не представлено.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами нижестоящих инстанции оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены, и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи, с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 28 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 07 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.