Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сургута на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 августа 2023 года по административному делу N2а-5549/2023 по административному иску Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Уполномоченный по правам человека в ХМАО), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Сургута о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения представителя Уполномоченный по правам человека в ХМАО - Ксензовой Н.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Сургута (далее - Администрация) по организации дорожной деятельности на улицах Мостостроительная и Железнодорожная поселка Гидростроителей города Сургута, в части принятия мер по проектированию, строительству автомобильных дорог и обустройству стационарного освещения на данных улицах. Просил возложить обязанность на Администрацию организовать работы по строительству дорог местного значения и обустройству стационарного электрического освещения на улицах Мостостроительная и Железнодорожная поселка Гидростроителей города Сургута в соответствии с действующими нормативными требованиями в срок до 31 мая 2024 года.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указал на результаты проведенных проверочных мероприятий по обращению Волковой Е.В, которыми установлено, что в поселке Гидростроителей в районе спорных улиц в 2015 и 2022 годах Администрацией предоставлены земельные участки многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, однако в жилой застройке отсутствуют дороги и уличное освещение, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 мая 2023 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 августа 2023 года решение суда отменено, принято новое решение, которым признано незаконным бездействие Администрации по организации дорожной деятельности на улицах Мостостроительная и Железнодорожная поселка Гидростроителей города Сургута, в части принятия мер по проектированию, строительству автомобильных дорог и обустройству стационарного освещения на данных улицах.
Возложена обязанность на Администрацию устранить допущенные нарушения путем организации работ по строительству на улицах Мостостроительная и Железнодорожная поселка Гидростроителей города Сургута дорог местного значения и обустройству стационарного электрического освещения в соответствии с действующими нормативными требованиями в срок до 30 ноября 2024 года.
В поданной 13 ноября 2023 года кассационной жалобе Администрация просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неверное указание суда апелляционной инстанции об отсутствии поступивших возражений на апелляционную жалобу Уполномоченного по правам человека в ХМАО; лишение Администрации возложенными обязанностями права на самостоятельное решение вопросов местного значения при осуществлении дорожной деятельности; возможность строительства дорог при условии дополнительного финансирования, в связи с чем бездействия Администрации не имеется; фактическое обращение Уполномоченного по правам человека в ХМАО в интересах определенных лиц, собственников земельных участков; письмо Администрации о планируемом включении спорных улиц в перечень проездов к жилым строениям для их содержания в зимний период 2023 - 2024 годов, что, также, подтверждает отсутствие бездействия со стороны Администрации.
На основании определения суда от 11 декабря 2023 года в удовлетворении ходатайства Администрации о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи отказано.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 года N600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ N600), Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2).
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года N161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей статьи) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработан и утвержден Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года N57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон ХМАО N57-оз).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09 ноября 2017 года N2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N257-ФЗ).
Под термином "дорожная деятельность" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под "содержанием автомобильных дорог" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под "элементами обустройства автомобильных дорог" - в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункты 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона N257-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Уполномоченным по правам человека в ХМАО проведена проверка по обращению Волковой Е.В. о бездействии Администрации по осуществлению дорожной деятельности (очистка дорог от снега и обеспечение нормативного уличного освещения) на улицах Мостостроительная и Железнодорожная города Сургута, где проживают многодетные семьи в жилых домах, построенных на земельных участках, предоставленных гражданам в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство.
Установлено, что в поселке Гидростроитель города Сургута в районе улиц Мостостроительная и Железнодорожная Администрацией предоставлено в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства 14 земельных участков на льготных основаниях в соответствии с Указом N600.
На обращение Уполномоченного по правам человека в ХМАО по вопросу обеспеченности спорной территории необходимой транспортной и иной инфраструктурой, предоставлены ответы Администрации от 6 марта и 3 апреля 2023 года о том, что проектом планировки и проектом межевания территории улично-дорожной сети города, утвержденными постановлениями Администрации от 20 июля 2015 года N5044 (с изменениями и дополнениями) и 26 января 2017 года N463 (с изменениями и дополнениями) соответственно, спорные улицы определены в границах "красных линий" улично-дорожной сети города Сургута, входят в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут, утвержденного решением Исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов от 6 мая 1991 года N153.
Постановлением Администрации от 20 октября 2021 года N9039 документация по планировке территории "Марьина гора" в границах железнодорожного тупика с северной стороны, улицы Гидростроителей с западной стороны, Тюменского тракта с восточной стороны, улицы Сосновой с южной стороны", в соответствии с которой также отображены данные улицы в границах "красных линий" улично-дорожной сети города Сургута.
В 2021 году выполнены проектно-изыскательские работы по строительству объекта "Улица Тюменская от ул. Сосновой до ул. Монтажников в г. Сургуте", получено положительное заключение проверки сметной стоимости строительства N86-1-1-3-051593-2021 от 10 сентября 2021 года. Строительство объекта финансированием в бюджете города не обеспечено.
Потребность в средствах на строительство объекта составляет 79 435 315, 84 рублей. Данная потребность включена в муниципальную программу "Развитие транспортной системы города Сургута на период до 2030 года".
Строительство улиц Железнодорожная и Мостостроительная в рамках реализации указанной муниципальной программы не предусмотрено.
Содержание проездов по указанным улицам станет возможным после строительства в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией, и последующей передачей в МКУ "ДЦТиЖКК".
Согласно ответу УМВД России по г. Сургуту от 17 марта 2023 года N22-16/7731 сотрудниками дорожного надзора отделения организации дорожного движения Госавтоинспекции УМВД России по г. Сургуту проведено выездное обследование спорных улиц на предмет соблюдения установленных законодательством требований по обеспечению безопасности дорожного движения, по результатам которого выявлены недостатки в виде отсутствия стационарного электрического освещения и зимнего содержания.
В протоколах инструментального обследования от 14 марта 2023 года N68 и N69 улиц Мостостроительная и Железнодорожная отмечено отсутствие стационарного электрического освещения на 200 и 300 метров, наличие на покрытии проезжей части снега и зимней скользкости, толщиной более 5 и 8 сантиметров (20 и 25 см) соответственно.
В письме от 03 апреля 2023 года Администрация сообщила о планируемом включении спорных улиц в перечень проездов к жилым строениям для их содержания в зимний период 2023-2024 годов.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что поскольку муниципальной программой "Развитие транспортной системы города Сургута на период до 2030 года" не предусмотрено строительство спорных улиц, понуждение Администрации к таким действиям является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в том числе по осуществлению дорожной деятельности. Кроме того, отмечено, что фактически административный иск Уполномоченного по правам человека в ХМАО подан в интересах одного лица - Волковой Е.В.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении административных исковых требований, сославшись на положения Федерального закона N131-ФЗ, Федерального закона N257-ФЗ, Указ N600, Закон ХМАО N57-оз и установив, что строительство дорог по улицам Железнодорожная и Мостостроительная до настоящего времени не производится, отсутствует стационарное электрическое освещение на данных улицах, пришел к обоснованным выводам о неисполнении Администрацией обязанности по принятию необходимых мер, направленных на обеспечение земельных участков поселка Гидростроителей города Сургута соответствующей транспортной инфраструктурой, следствием чего является нарушение прав и законных интересов как граждан, получивших соответствующие земельные участки в собственность для индивидуального жилищного строительства, так и неопределенного круга лиц, пользующихся названными улицами.
Судебная коллегия кассационного суда выводы суда апелляционной инстанции находит верными, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судами учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы кассационной жалобы о вмешательстве в деятельность органов местного самоуправления, к компетенции которых относится осуществление дорожной деятельности, не могут быть приняты во внимание.
В рассматриваемом случае, требования Уполномоченного по правам человека в ХМАО и возложенная судом апелляционной инстанции обязанность не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку они направлены на реализацию ими полномочий, возложенных федеральными законами, и защиту прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, а потому не противоречат ни конституционному принципу разделения властей, ни принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
Конкретные способы исполнения апелляционного определения и необходимый объем работ в целях исполнения судебного акта Администрация вправе определять самостоятельно.
Суждения подателя жалобы об отсутствии у Уполномоченного по правам человека в ХМАО полномочий для обращения с настоящими требованиями в суд, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку административный истец обратился, как в интересах собственников земельных участков, так и иных лиц, пользующихся спорными улицами.
Отсутствие в тексте обжалуемого судебного акта указания о поданных Администрацией возражений на апелляционную жалобу не влечет его отмену.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, либо доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Администрацией не представлено.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Администрации в судах первой и апелляционной инстанции, а ее несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Сургута - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Кассационное определение в полном объеме принято 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.