Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Добрянского городского округа на решение Добрянского районного суда Пермского края от 3 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 19 июля 2023 года, принятые по делу N 2а-445/2023 по административному исковому заявлению Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Добрянского городского округа Пермского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Добрянского городского округа, муниципальному бюджетному учреждению "Управление городского хозяйства" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела (далее - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Добрянского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Добрянского городского округа, муниципальному бюджетному учреждению "Управление городского хозяйства" (далее - МБУ "УГХ") о возложении обязанности получить в срок до 31 декабря 2024 года санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны на источник водоснабжения артезианской скважины, распложенной по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, Краснослудское сельское поселение, д. Городище, с кадастровым номером 59:18:0450101:607 в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
В обоснование указано, что на балансе администрации Добрянского городского округа и в оперативном управлении МБУ "УГХ" находится артезианская скважина с кадастровым номером 59:18:0450101:607 по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, Краснослудское сельское поселение, д. Городище. Обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям действующим законодательством возложена в данном случае на орган местного самоуправления городского округа. Статусом гарантирующей организации для центральной системы водоснабжения наделено МБУ "УГХ", на баланс которого на праве оперативного управления передана система водоснабжения, обеспечивающая подачу воды в жилые дома. Из анализа реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации установлено, что администрация Добрянского городского округа и МБУ "УГХ" организуют деятельность по обеспечению населения д. Городище, Добрянского городского округа без обязательных санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения. Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны является нарушением требований действующего законодательства.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа.
Решением Добрянского районного суда Пермского края от 3 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 19 июля 2023 года, требования удовлетворены. На администрацию Добрянского городского округа, Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа, МБУ "УГХ" возложена обязанность получить в срок до 31 декабря 2024 года санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны на источник водоснабжения артезианской скважины, расположенной по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, Краснослудское сельское поселение, д. Городище, с кадастровым номером 59:18:0450101:607 в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 ноября 2023 года, администрация Добрянского городского округа, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю указывает о законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором также содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что источник водоснабжения артезианская скважина с кадастровым номером 59:18:0450101:607 по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, Краснослудское сельское поселение, д. Городище, принадлежит на праве собственности МО Добрянский городской округ Пермского края, 10 октября 2020 года объект передан на праве оперативного управления МБУ "УГХ" на основании постановления администрации Добрянского городского округа от 10.12.2020 N635-сэд.
При этом в реестре санитарно-эпидемиологических заключений сведения об артезианской скважине с кадастровым номером 59:18:0450101:607 по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, Краснослудское сельское поселение, д. Городище отсутствуют.
До момента рассмотрения дела санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны на источник водоснабжения артезианской скважины, расположенной в д. Городище, не получено.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьями 6, 12, 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", положениями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мет. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", установив, что водный объект скважины, являющийся источником питьевого и хозяйственно-бытового назначения в д. Городище Краснослудского сельского поселения Добрянского городского округа Пермского края на протяжении длительного времени используется без положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водными объектами, что создает угрозу причинения вреда, на административных ответчиках лежит обязанность по организации водоснабжения населения, пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для удовлетворения требований к МБУ "УГХ", не может согласиться с выводами судов в остальной части.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Частями 1 и 4 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Согласно частям 1-3 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Между тем, в силу положений пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, решением Думы Добрянского городского округа от 19.12.2019 N92 учреждено Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа.
Согласно пункту 3.1.10.3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа, утвержденного решением Думы Добрянского городского округа от 19.12.2019 N92, Управление определяет гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения.
Постановлением администрации Добрянского городского округа от 03.07.2020 N 975 статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения, в том числе на территории населенного пункта д. Городище, наделено МБУ "Управление городского хозяйства".
Согласно пункту 1.1 Устава МБУ "Управление городского хозяйства" является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. В силу пунктов 1.4, 1.6 Устава учредителем учреждения является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа, собственником имущества учреждения является муниципальное образование Добрянский городской округ.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава к целям деятельности учреждения относятся обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, участие в осуществлении мер по повышению надежности работы комплекса коммунального назначения, участие в разработке, исполнении муниципальных целевых и комплексных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организации содержания муниципального жилищного фонда, управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или договорной основе. Кроме того, МБУ "УГХ" осуществляет меры по организации и осуществлении полномочий гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением на территории населенных пунктов Добрянского городского округа, организация и осуществление тепло-, газоснабжения, водоотведения (пункты 2.3.1, 2.3.2 Устава).
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований административного истца к администрации Добрянского городского округа Пермского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Добрянского городского округа у суда первой инстанции не имелось. Апелляционная инстанция в данной части оставила доводы администрации без какого-либо внимания.
С учетом допущенных судами нижестоящих инстанций нарушений норм материального права, обжалуемые судебные акты в части удовлетворения требований к администрации Добрянского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа не могут быть признаны законными, они подлежат отмене в указанной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований. В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Добрянского районного суда Пермского края от 3 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 19 июля 2023 года в части удовлетворения требований к администрации Добрянского городского округа Пермского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Добрянского городского округа о возложении обязанности отменить, принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части решение Добрянского районного суда Пермского края от 3 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 17 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.