Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Трапезниковой И.И. и Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания АЛЬФА" на решение Ленинского районного суда г.Перми от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 17 августа 2023 года по административному делу N 2а-652/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Строительная компания АЛЬФА" о признании частично не действующим проекта планировки территории.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитиной Н.В, полагавшей, кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик СК АЛЬФА" (далее - общество) с 01 апреля 2022 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2007 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом.
На указанном земельном участке расположен жилой дом, площадью 47, 8 кв.м.
15 апреля 2022 г. общество обратилось в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края за получением градостроительного плана земельного участка.
Из градостроительного плана земельного участка от 28.04.2022 следует, что указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1. Зона многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки, Подзона Ж-1 (П2.22); основной вид использования - парки культуры и отдыха, вспомогательные виды использования - зеленые насаждения; на чертеже градостроительного плана земельного участка, границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, не отражено.
Также из названного градостроительного плана земельного участка следует, что этот участок расположен в границах элемента планировочной структуры - "озелененные территории общего пользования".
Указанный элемент планировочной структуры выделен проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 31 декабря 2013 года N 1288 "Об утверждении документации по планировке территории в Ленинском, Мотовилихинском и Свердловском районах города Перми"
Общество обратилось в суд с административным иском о признании не действующим постановления администрации г. Перми от 31 декабря 2013 года N 1288 в части установления элемента планировочной структуры "озелененные территории общего пользования" в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от 11 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 17 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 24 ноября 2023 года) общество просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной и инстанций, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Администрацией города Перми и Министерством по управлению имуществом и земельным отношения Пермского края представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1); осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).
Под территориями общего пользования следует понимать территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 35 статьи 1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Минстрой России установилследующие виды элементов планировочной структуры: район, микрорайон, квартал, территория общего пользования (за исключением улично-дорожной сети), территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория транспортно-пересадочного узла, территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта (за исключением улично-дорожной сети), улично-дорожная сеть, территория виноградо-винодельческого терруара (приказ Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 738/пр).
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Проект планировки территории относится к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а именно: принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа (пункт 4 части 3 статьи 8, часть 5 статьи 45 ГрК РФ).
Исходя из статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ включает в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
Судами установлено и из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с Генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. N 205 (в редакции от 30.12.2022 г.) расположен в пределах функциональной зоне общественной и рекреационной инфраструктуры, дополнительной функциональной зоне - зоне "Зеленого кольца" Перми.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми - в территориальной зоне Ж-1. Зона многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки.
К одним из основных видов разрешённого использования в данной территориальной зоне отнесен такой вид, как "парки культуры и отдыха".
Из пункта 2.1 оспариваемого проекта планировки следует, что выделен элемент планировочной структуры под озеленённые территории общего пользования, площадью 107, 6 га, которые описаны в чертеже "Планировка территории. Элементы планировочной структуры".
Из чертежа "Планировка территории. Элементы планировочной структуры" следует, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, в соответствии с оспариваемым проектом планировки территории находится в пределах границ элемента планировочной структуры - озеленённые территории общего пользования.
Озелененные территории это территории общего пользования, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, сформированные участками естественных и искусственно созданных ландшафтов (парк, сад, сквер, парковая аллея, бульвар и другие участки озеленения, в т.ч. с водопроницаемыми покрытиями), обеспечивающие рекреационную связь жилых, общественно-деловых и других функциональных зон, и не менее 70% поверхности которых занято зелеными насаждениями и другим растительным покровом (пункт 3.23, СП 42.13330.2016, Свод правил по планировке и застройке городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.0701.89, утвержденный приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034 (в редакции от 31 мая 2022 г.).
Земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон в силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сложившаяся государственно-управленческая практика выделяет несколько основных категорий озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к собственности, продаже, аренде, режимам использования и способам хозяйствования: озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах - "миллионерах" - жителей, планировочных и жилых районов); озелененные территории ограниченного пользования; озелененные территории специального назначения, подпадающие под действие федерального законодательства об особо охраняемых территориях (пункты 1.1.1 1.1.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 153).
Озелененные территории ограниченного пользования представляют собой территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации исходит из того, что территориальные зоны устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района, с учетом территориальных зон, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации, сложившейся планировки территории и существующего землепользования, планируемых изменений границ земель различных категорий (пункты 1 - 7 статьи 34).
Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливая в статье 85 Кодекса требование принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, одновременно предусматривает, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков (абзацы первый и второй пункта 2 статьи 85 Кодекса).
В данном случае судами установлено, что проект планировки и межевания территории не противоречит генеральному плану и правилам землепользования и застройки муниципального образования.
Градостроительный регламент, утвержденный для территориальной зоны Ж-1, допускает размещение в зоне жилой застройки и рекреационных объектов.
Отнесение принадлежащего административному истцу земельного участка к
элементу планировочной структуры "озелененные территории общего пользования" не нарушает право частной собственности, включая право административного истца на владение, пользование и распоряжение недвижимым имуществом, оборот которого не исключен и не ограничен, не прекращает действия ранее полученных документов о праве собственности на земельный участок.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигается в том числе путем обеспечения возможности эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
Таким образом, выделение спорного элемента планировочной структуры, в пределах которого расположен земельный участок общества, соответствует требованиям градостроительного законодательства, а оспариваемое нормативное положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
Доводы кассационной жалобы о наличии противоречий между проектом планировки территории и проектом межевания несостоятельны, поскольку подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 43 ГрК РФ), а земельный участок с кадастровым номером N является существующим, поставлен на государственный кадастровый учет 13 сентября 2012 г.
Выделение же спорного элемента планировочной структуры, вопреки доводам кассационной жалобы, видам элементов планировочной структуры, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не противоречит.
Судебная коллегия полагает, что выводы судов являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального закона, подлежащего применению.
В целом, доводы кассационной жалобы повторяют доводы административного истца, приведенные при рассмотрении дела в судах обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение, с учетом доводов кассационной жалобы, отмене или изменению в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г.Перми от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания АЛЬФА" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.