Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Данилкиной А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Казанцева Владимира Николаевича на решение Советского районного суда города Челябинска от 09 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 20 июня 2023 года по административному делу N 2а-145/2023 по административному исковому заявлению Казанцева Владимира Николаевича, Байгильдиной Динары Вахитовны, Мухометьяровой Ольги Ивановны, Вертяховской Надежды Ивановны, Чупахиной Ирины Владимировны, Макаренко Юрия Валерьевича, Федорина Алексея Владимировича, Мазалова Олега Владимировича, Труфанова Алексея Владимировича, Карнауховой Ирины Владимировны, Гринь Владимира Александровича, Идрисовой Алеси Тахировны, Сурковой Зинаиды Петровны, Коноваловой Юлии Яковлевны, Труфановой Юлии Расулевны, Лысовой Дианы Львовны, Измоденовой Татьяны Дмитриевны, Батракова Евгения Валерьевича, Авдеева Александра Александровича, Граф Анны Николаевны, Давлетовой Анастасии Федоровны, Решиной Елены Николаевны, Дубовской Марии Александровны, Шапошниковой Анастасии Константиновны, Бессоновой Евгении Александровны, Вахтиной Елены Анатольевны, Ашмариной Александры Андреевны, Деревянко Полины Андреевны, Сплашновой Инги Александровны о признании недействительным распоряжения администрации города Челябинска от 21 марта 2022 года N 2882-а "Об изменении границ Челябинского городского лесничества".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения Федорина А.В, Макаренко Ю.В, доводы кассационной жалобы поддержавших, возражения на доводы кассационной жалобы представителя администрации города Челябинска Екимовой Е.В, представителей заинтересованных лиц ФГБОУ ВО "УралГУФК" Павловой И.Ю, прокуратуры Челябинской области Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Рослесхоза от 24 декабря 2021 года N 983 на части земель населенного пункта "город Челябинск", занятых городскими лесами, создано Челябинское городское лесничество площадью 365, 0374 га.
Распоряжением администрации города Челябинска от 21 марта 2022 года N 2882-а "Об изменении границ Челябинского городского лесничества": внесены изменения в границы Челябинского городского лесничества, расположенного на части земель населенного пункта "город Челябинск" Челябинской области, занятых городскими лесами согласно приложению 1 к настоящему распоряжению (пункт 1); установлены границы Челябинского городского лесничества, расположенного на части земель населенного пункта "город Челябинск" Челябинской области, занятых городскими лесами, согласно приложениям 2, 3 к настоящему распоряжению (пункт 2); Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (Шейкина О.В.) предписано в срок не более пяти рабочих дней со дня издания настоящего распоряжения направить копию распоряжения в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (пункт 3).
Распоряжение администрации города Челябинска от 21 марта 2022 года N 2882-а принято в связи с реализацией государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", в рамках которой 13 декабря 2021 года заключен государственный контракт N 0995400000221000047 на выполнение работ по строительству объекта: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный университет физической культуры", крытый каток с искусственным льдом, на сумму 424 417 838, 98 рублей, источником финансирования работ, выполняемых по контракту, являются средства федерального бюджета.
Казанцев В.Н, присоединившиеся к его административному иску лица просили признать распоряжение администрации города Челябинска от 21 марта 2022 года N 2882-а недействительным с даты принятия, взыскать с административных ответчиков администрации города Челябинска, заместителя главы города Челябинска Астахова А.С. судебные расходы.
Требования мотивировали тем, что распоряжение администрации города Челябинска от 21 марта 2022 года N 2882-а является нормативным правовым актом, который нарушает право административных истцов на благоприятную окружающую среду.
Решением Советского районного суда города Челябинска от 09 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 20 июня 2023 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 22 ноября 2023 года кассационной жалобе Казанцев В.Н, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
ФГБОУ ВО "УралГУФК" представило письменные возражения на доводы кассационной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Поскольку неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о рассмотрении дела на сайте суда, Казанцев В.Н, отбывающий наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Челябинской области, просил о рассмотрении дела без его участия, судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Как установлено при рассмотрении дела, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 13911+/-23, 92 м?, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обеспечение занятий спортом в помещениях, расположенный по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Академика Макеева, поставлен на кадастровый учет 22 ноября 2021 года.
Приказом Рослесхоза от 24 декабря 2021 года N 983 вышеуказанный земельный участок включен, в числе прочих, в границы Челябинского городского лесничества.
Распоряжением администрации города Челябинска от 21 марта 2022 года N 2882-а земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" исключен из границ Челябинского городского лесничества, что оспаривается административными истцами в настоящем административном деле.
Этим же распоряжением в границы Челябинского городского лесничества включен в качестве компенсационного земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный в Советском районе г. Челябинска, вдоль южной границы города, западнее жилого района Новосинеглазово, площадью 45, 3244 га, вид разрешенного использования: для эксплуатации озелененной территории, отнесенный в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утверждёнными решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года N 37/13, действующим на момент принятия оспариваемого распоряжения, к территориальной зоне А.1.1 - зона защитных зеленых насаждений, которая предназначена для защиты особо охраняемых территорий и природных объектов.
После внесения изменений в границы Челябинского городского лесничества распоряжением от 21 марта 2022 года N 2882-а его площадь составила 408, 3035 га (на 43, 2661 га больше площади, установленной приказом Россельхоза от 24 декабря 2021 года N 983).
Сведения об изменении границ Челябинского городского лесничества внесены в ЕГРН 25 марта 2022 года.
Разрешая настоящее административное дело в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что распоряжение администрации города Челябинска от 21 марта 2022 года N 2882-а является ненормативным правовым актом, принято уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленного законом порядка его принятия, и права административных истцов не нарушает.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судебных инстанций находит верными.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Городские леса на основании пункта 5 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к защитным лесам.
В соответствии с частью 1 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования.
Как установлено частью 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Согласно части 1.1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации с 01 января 2022 года органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлению и изменению их границ.
В соответствии с подпунктами 26.2, 26.3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов городского округа, установлении и изменении их границ, а также осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов; осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов городского округа.
В настоящем деле с учетом правильного применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, на основании исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что после внесения изменений в границы лесничества подписанным заместителем главы города Челябинска в пределах установленных полномочий распоряжением от 21 марта 2022 года N 2882-а площадь Челябинского городского лесничества увеличилась за счет участков, отнесённых к зоне защитных зеленых насаждений, предназначенной для защиты особо охраняемых территорий и природных объектов.
Таким образом, нарушений лесного законодательства при его принятии не установлено.
Федеральный законодатель закрепляет право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным данной статьей, не допускается (статья 11 Лесного кодекса Российской Федерации).
Данные права распоряжением от 21 марта 2022 года N 2882-а не нарушаются, как и право на благоприятную окружающую среду, поскольку изменение границ лесничества привело к увеличению его площади.
Доводы административных истцов о нарушении их прав на благоприятную окружающую среду правильно отклонены в ходе рассмотрения дела, поскольку фактически сводятся к несогласию с реализацией полномочий органом местного самоуправления при определении границ городского лесничества.
Ссылка в кассационной жалобе на нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации состоятельной признана быть не может, к рассматриваемым правоотношениям приведенная норма не применима.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" обратил внимание судов, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Исходя из фактических обстоятельства настоящего дела, распоряжение от 21 марта 2022 года N 2882-а обоснованно признано судами первой и апелляционной инстанций не нормативным правовым актом, поскольку не содержит обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций доводами кассационной жалобы не опровергаются, подробно изложены в обжалуемых судебных актах с приведением мотивов, по которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Челябинска от 09 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Казанцева Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 08 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.