Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Данилкиной А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Далматовского муниципального округа на решение Далматовского районного суда Курганской области от 30 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 2 ноября 2023 года, принятые по гражданскому делу N 2-404/2023 по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Далматовская средняя общеобразовательная школа N 3", Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского муниципального округа Курганской области, администрации Далматовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, выслушав возражения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Трошкиной А.В. по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Далматовского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Далматовская средняя общеобразовательная школа N 3" (далее - МБОУ "Далматовская СОШ N 3"), Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района Курганской области о возложении на МБОУ "Далматовская СОШ N 3" обязанности в срок до 1 ноября 2023 года обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования, расположенного по адресу: "адрес", путем оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; возложении на МБОУ "Далматовская СОШ N 3" обязанности в срок до 1 ноября 2023 года обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования, расположенного по адресу: "адрес", путем оборудования на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), а также оборудования контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); возложении на Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района Курганской области обязанности обеспечить финансирование указанных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБОУ "Далматовская СОШ N 3".
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведен анализ соблюдения законодательства о защите прав несовершеннолетних в деятельности образовательных организаций Далматовского района, по результатам которого установлено, что объект МБОУ "Далматовская СОШ N 3", расположенный по адресу: "адрес" относится к третьей категории опасности. Вместе с тем, в нарушение нормативных требований объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), а также не оборудован контрольно-пропускными пунктами (постами охраны). Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Далматовского района, выполняет функции учредителя МБОУ "Далматовская СОШ N 3", формирует и утверждает муниципальное задание для учреждения в соответствии с основными видами деятельности.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Далматовского района Курганской области. Определением суда произведена замена ответчиков Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района Курганской области на Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского муниципального округа Курганской области, администрации Далматовского района Курганской области на администрацию Далматовского муниципального округа Курганской области.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от 30 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 2 ноября 2023 года, требования удовлетворены. На МБОУ "Далматовская СОШ N 3" возложена обязанность в срок не позднее 1 сентября 2024 года обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования, расположенного по адресу: "адрес" путем: оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудования на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудования основных входов в здания, входящие в состав объекта (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны). На администрацию Далматовского муниципального округа Курганской области возложена обязанность в срок не позднее 1 марта 2024 года обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБОУ "Далматовская СОШ N 3". В удовлетворении исковых требований прокурора к Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского муниципального округа Курганской области отказано. С МБОУ "Далматовская СОШ N 3" взыскана государственная пошлина в размере 300, 00 рублей
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 ноября 2023 года, администрация Далматовского муниципального округа Курганской области, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение Далматовского районного суда Курганской области от 30 августа 2023 года, принять по делу новое решение.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2023 года определено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Принимая во внимание разъяснения, приведенные в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 г. N17, учитывая, что апелляционным определением обжалуемое решение суда оставлено без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении кассационной жалобы полагает необходимым проверить и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 2 ноября 2023 года.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание школы с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" 7 октября 2013 года закреплено на праве оперативного управления за МБОУ "Далматовская СОШ N 3". Собственником указанного здания является администрация Далматовского района Курганской области, правопреемником которой является администрация Далматовского муниципального округа Курганской области.
Здание школы представляет собой нежилое здание площадью 8023, 5 кв.м, 1997 года постройки, состоящее из трех этажей, в том числе одного подземного.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории) в 2019 году проведено обследование и категорирование объекта МКОУ "Далматовская СОШ N 3", расположенного по адресу: "данные изъяты", по результатам которого составлен акт обследования и категорирования объекта. Учитывая степень угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения объекту (и прилегающей к нему территории) установлена третья категория опасности.
Комиссией определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и устранению выявленных недостатков: разработка и согласование паспорта безопасности объекта; оборудование системой оповещения и управления эвакуацией лиц, находящихся на объекте; оборудование системой видеонаблюдения; обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны, военизированными и сторожевыми подразделениями Росгвардии или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем принятия информации с камер видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение Росгвардии (подразделения вневедомственной охраны); оборудование основного входа в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); оборудование объекта стационарным или ручным металлоискателем.
27 января 2020 года руководителем Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района утвержден паспорт безопасности МКОУ "Далматовская СОШ N 3".
5 июня 2023 года начальником Отделения вневедомственной охраны по Далматовскому району - филиала ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области" в адрес прокурора Далматовского района Курганской области направлено сообщение о том, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: "адрес" руководителем МБОУ "Далматовская СОШ N 3" не выполнены.
Разрешая требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 5 части 1 статьи 9, пункта 2 части 3, пункта 2 части 6 статьи 28, пункта 8 части 1 статьи 41Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, положений Устава МБОУ "ДСОШ N 3", пришел к заключению об обоснованности требований прокурора.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судебных инстанций по требованиям о возложении обязанности в срок не позднее 1 сентября 2024 года обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования находит верными, поскольку они сделаны с учетом правильного толкования и применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам административного дела, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подпунктам "а, в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В соответствии с пунктом 25 указанных Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованное заключение о том, что в результате невыполнения мероприятий антитеррористической защищенности МБОУ "Далматовская СОШ N 3" создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью работников и учащихся, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, создает угрозу нарушения основных принципов противодействия терроризму.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к несогласию с установленными судами сроками исполнения решения суда, являлись предметом оценки судов обеих инстанций и мотивированно отклонены. Установленный решением суда срок для исполнения мероприятий признан отвечающим критериям разумности, достаточности, соответствующим положениям Требований N 1006. Кроме того, в силу объективных причин невозможности исполнения решения суда в установленный в нем срок, сторона не лишена возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в соответствии с положениями статьи 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к администрации в части возложения на администрацию Далматовского муниципального округа Курганской области обязанности в срок не позднее 1 марта 2024 года обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБОУ "Далматовская СОШ N 3".
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статьям 12 и 132 Конституции Российской Федерации решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.
Как следует из статей 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Исходя из положений статей 10, 12 Конституции Российской Федерации и принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий в финансово-бюджетной сфере.
Так, возлагая обязанность на администрацию Далматовского муниципального округа Курганской области произвести финансирование работ, суды оставили без внимания положения вышеприведенных статей 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 10, 12 и 132 Конституции Российской Федерации, статей 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения требований к администрации Далматовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий, в связи с нарушением норм материального права, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 30 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 2 ноября 2023 года в части возложения на администрацию Далматовского муниципального округа Курганской области обязанности в срок не позднее 1 марта 2024 года обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБОУ "Далматовская СОШ N 3" отменить.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Далматовского района Курганской области к администрации Далматовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 18 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.