Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тернавского Александра Анатольевича на решение Советского районного суда города Челябинска от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 августа 2023 года по административному делу N 2а-2223/2023 по административному исковому заявлению Тернавского Александра Анатольевича о признании недействующим в части постановления администрации города Челябинска от 24 января 2022 года N 17-п.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшего принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации города Челябинска от 21 мая 2018 года N 203-п утверждена документация по планировке территории (проекты планировки территории с проектами межевания территории) микрорайонов N 50, N 54, N 55 жилого района N 12 Краснопольской площадки N 1 в границах: Краснопольский проспект, ул. Александра Шмакова, ул. Скульптора Головницкого, ул. Хариса Юсупова, ул. Минко, граница г. Челябинска в Курчатовском районе города Челябинска, которой было предусмотрено формирование земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по ул. Красивой в микрорайоне N 54 в Курчатовском районе города Челябинска с видом разрешенного использования для строительства индивидуального жилого дома.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на кадастровый учет по данным ЕГРН 31 декабря 2008 года.
19 августа 2020 года Тернавский А.А. обратился к администрации города Челябинска с заявлением о предоставлении для целей индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2000 +/-15.65 м? по адресу: "данные изъяты", в удовлетворении которого было отказано.
Решением Советского районного суда города Челябинска от 07 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 05 апреля 2021 года, отказ в предоставлении земельного участка от 18 сентября 2020 года признан незаконным, на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Тернавского А.А. о предоставлении земельного участка.
08 июня 2021 года Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска уведомил Тернавского А.А. о невозможности предоставления земельного участка без проведения торгов.
01 июля 2021 года Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска уведомил Тернавского А.А. о подготовке документации для проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
24 января 2022 года постановлением администрации города Челябинска N 17-п "О признании утратившей силу документации по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации г. Челябинска от 17 мая 2018 года N 200-П, от 21 мая 2018 года N 203-П" признана утратившей силу документация по планировке территории, утвержденная постановлением администрации города Челябинска от 21 мая 2018 года N 203-П, в части земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по ул. Красивой в микрорайоне N 54 в Курчатовском районе г. Челябинска (пункт 2 постановления).
Распоряжением заместителя главы города по правовым и имущественным вопросам от 02 марта 2022 года N 2264 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" из земель населенных пунктов (жилая зона усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки - В. 1.1), государственная собственность на которые не разграничена, с "индивидуальные жилые дома усадебного типа" на "благоустройство территории (размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов" в с классификатором видов разрешенного использования (код 12.0.2).
15 марта 2022 года Тернавскому А.А. отказано в проведении торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
В настоящем административном деле с учетом определения Советского районного суда города Челябинска от 23 марта 2023 года о выделении требований предметом рассмотрения являются требования Тернавского А.А. о признании недействующим пункта 2 постановления администрации города Челябинска от 24 января 2022 года N 17-п.
Требования административного истца мотивированы тем, что вышеуказанное постановление принято с нарушением процедуры его принятия, носит произвольный характер, имеет целью преодолеть решение суда от 07 декабря 2020 года.
Решением Советского районного суда города Челябинска от 14 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Челябинского областного суда от 15 августа 2023 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 04 декабря 2023 года кассационной жалобе Тернавский А.А, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований.
Прокуратура Челябинской области представила письменные возражения на доводы кассационной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания по настоящему административному делу установлены.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что постановление администрации города Челябинска от 24 января 2022 года N 17-п принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
При этом судебные инстанции исходили из того, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" выявлено значительное количество зеленых насаждений, а пунктом 195 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22 декабря 2015 года N 16/32, закреплено, что градостроительная деятельность проводится, основываясь на принципе максимального сохранения зеленых насаждений в городе, что соответствует положениям части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, при рассмотрении настоящего дела не учтено следующее.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ, а именно: принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа (пункт 4 части 3 статьи 8, часть 5 статьи 45 ГрК РФ).
Исходя из статей 42, 43 ГрК РФ проект планировки территории и проект межевания территории состоят из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно подпунктам "б" и "в" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в том числе границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1 и 3 части 5 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков.
Судебная коллегия кассационного суда отмечает, что, проверяя в порядке абстрактного нормоконтроля постановление администрации города Челябинска от 24 января 2022 года N 17-п, суды не исследовали проект планировки и межевания территории применительно к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", не установили, как он был образован, какое регулирование в отношении данного земельного участка было установлено постановлением администрации города Челябинска от 21 мая 2018 года N 203-п.
Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1, и 5-5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45 ГрК РФ в редакции на момент принятия оспариваемого постановления).
В настоящем деле судебные инстанции формально констатировали соблюдение порядка принятия нормативного правового акта.
Статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признает доказательствами по административному делу полученные в предусмотренном этим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 1).
Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в названной выше статье (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (части 1 и 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенным требованиям процессуального закона представленные в материалы дела доказательства не соответствуют.
Постановление администрации города Челябинска от 24 января 2022 года N 17-п представлено в материалы дела в виде незаверенной копии (л.д. 22), документы, подтверждающие выводы судебных инстанций о его публикации в печатном издании "Вечерний Челябинск" 26 января 2022 года, в материалах дела отсутствуют.
Документы, подтверждающие основание принятия постановления от 24 января 2022 года N 17-п, в частности результаты обследования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", судебными инстанциями не истребованы и не исследованы.
Доводы административного истца о необходимости проведения публичных слушаний по проекту постановления не проверены и не оценены судебными инстанциями.
Ссылаясь в обоснование выводов на положения части 10 статьи 45 ГрК РФ, судебные инстанции не проверили соответствие постановления от 24 января 2022 года N 17-п документам территориального планирования (Генеральный план города Челябинска утверждён решением Челябинской городской Думы от 21 декабря 2021 года N 25/4), Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утверждённым решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13.
При этом ссылки судебных инстанций на положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации состоятельными признаны быть не могут, поскольку установленные приведенной нормой требования к образуемым и измененным земельным участкам применяются в случаях изначального образования земельных участков в целях предоставления гражданину или юридическому лицу.
Поэтому обжалуемые судебные акты не могут рассматриваться законными и обоснованными, отвечающими принципам и задачам административного судопроизводства.
Согласно статьям 3, 9, 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное рассмотрение и разрешение административного дела обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов, иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий.
Поскольку допущенные судебными инстанциями нарушения норм процессуального права являются существенными, судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Челябинска от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 августа 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.