Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа (далее - МУП "Коммунальные сети") на решение Челябинского областного суда от 21 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года по административному делу N 3а-122/2023 по административному исковому заявлению МУП "Коммунальные сети" о признании не действующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 ноября 2022 года N 102/183.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, возражения на доводы кассационной жалобы представителей административного ответчика Дрыги А.А, Захаровой Н.В, Пимштейн Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной М.В, полагавшей кассационную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее также - Министерство) от 17 декабря 2020 года N 63/2 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП "Коммунальные сети" потребителям Златоустовского городского округа, и долгосрочные параметры регулирования.
Постановлением Министерства от 28 ноября 2022 года N 102/183 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2020 года N 63/2 в части установления тарифа на 2023 год.
МУП "Коммунальные сети" обратилось в суд с административным иском о признании не действующим постановления от 28 ноября 2022 года N 102/183 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2020 года N 63/2" (далее - постановление N 102/183).
Требования мотивировало тем, что для административного истца установлен экономически необоснованный тариф, который нарушает его права в сфере экономической деятельности, в том числе на получение прибыли от ее осуществления.
При установлении тарифа административным ответчиком в нарушение требований пункта 2, подпункта "а" пункта 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Основы ценообразования), пункта 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N760-э (далее - Методические указания), не проведен полный анализ макроэкономической ситуации в Российской Федерации и Челябинской области; в нарушение требований пункта 58 Основ ценообразования безосновательно занижена величина базового уровня операционных расходов, что повлекло снижение размера необходимой валовой выручки (далее - НВВ) и тарифов во всех последующих периодах регулирования; в нарушение требований пунктов 29, 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Правила регулирования), необоснованно сокращены расходы на благоустройство; в нарушение требований пункта 32, подпункта 1 пункта 33 Методических указаний необоснованно сокращены расходы на ремонт основных средств; в нарушение требований пункта "д" пункта 62, подпункта "а" пункта 47 Основ ценообразования, пункта 39 Методических указаний расчет НВВ на 2023 год произведен исходя из установленного для населения льготного, а не экономически обоснованного тарифа; необоснованно занижены расходы по статье "Расходы на приобретение сырья и материалов", в том числе на инвентарь; необоснованно занижены расходы по статье "Расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодную воду, теплоноситель"; необоснованно занижены расходы по статье "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями".
Решением Челябинского областного суда от 21 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 08 декабря 2023 года кассационной жалобе МУП "Коммунальные сети", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований административного истца.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в письменных возражениях доводы кассационной жалобы полагало необоснованными.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, констатировав принятие регионального правового акта уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка принятия, опубликования и введения в действие, руководствуясь частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделал вывод об отсутствии по настоящему делу такого основания.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда выводы судебных инстанций считает верными.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования, а также Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Принятие постановления N 102/183 уполномоченным органом, которым является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования в ходе рассмотрения дела установлено, по этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
МУП "Коммунальные сети" осуществляет деятельность по поставке потребителям Златоустовского городского округа тепловой энергии в качестве единой теплоснабжающей организации.
Постановлением Министерства от 04 декабря 2020 года N 58/4 открыто дело об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении МУП "Коммунальные сети" по предложению указанного предприятия в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования, выбран метод регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении МУП "Коммунальные сети" на 2021-2025 годы: метод индексации установленных тарифов.
Постановлением Министерства от 17 декабря 2020 года N 63/2 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП "Коммунальные сети" потребителям Златоустовского городского округа, и долгосрочные параметры регулирования.
Постановлением Министерства от 17 мая 2022 года N 36/10 открыто дело о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения на 2023 год на тепловую энергию, поставляемую МУП "Коммунальные сети" потребителям Златоустовского городского округа.
Поскольку МУП "Коммунальные сети" для установления тарифа представлен не полный перечень материалов, при установлении долгосрочных тарифов на 2021-2025 годы для него целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в качестве долгосрочных параметров регулирования Министерством не устанавливались; долгосрочные государственные долговые обязательства при расчете НВВ на весь долгосрочный период не учитывались, корректировка тарифа на 2023 год произведена органом регулирования согласно пункту 52 Основ ценообразования.
Постановлением Министерства от 28 ноября 2022 года N 102/183 внесены изменения в постановление от 17 декабря 2020 года N 63/2 в части установления тарифа на 2023 год.
Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний N 760-э.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 51 Методических указаний необходимая валовая выручка включает в себя, в том числе операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Расчет НВВ по оспариваемому тарифу на 2023 год, утвержденному постановлением от 28 ноября 2022 года N 102/183, представлен в экспертном заключении от 18 ноября 2022 года, осуществлен в соответствии с пунктом 51 по формуле 21 Методических указаний.
Установив изложенное, суды обоснованно признали несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм Основ ценообразования и Методических указаний довод о расчете Министерством льготного для населения тарифа.
Пунктом 73 Основ ценообразования установлено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Разрешая настоящее административное дело, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 2, подпунктом "а" пункта 75 Основ ценообразования, пунктом 37 Методических указаний, правильно отклонили доводы административного истца, аналогичные изложенным и в кассационной жалобе, о необходимости проведения органом регулирования полного анализа макроэкономической ситуации в Российской Федерации и Челябинской области для определения базового уровня операционных расходов.
Подробно проанализировав положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, в частности экспертное заключение, решение Челябинского областного суда от 29 июля 2021 года по административному делу N 3а-1/2021 по административному исковому заявлению ООО "Златоустовский металлургический завод" о признании не действующими постановления Министерства от 18 декабря 2018 года N 85/59 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "Коммунальные сети" потребителям Златоустовского городского округа, и долгосрочных параметров регулирования" и постановления Министерства от 13 декабря 2019 года N 94/124 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2018 года N85/59", суды первой и апелляционной инстанций с приведением исчерпывающих выводов в судебных актах правомерно отклонили доводы МУП "Коммунальные сети" о необоснованном занижении базового уровня величины операционных расходов, уменьшении расходов на ремонт основных средств, о снижении размера НВВ вследствие уменьшения расходов на приобретение сырья и материалов, расходов на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, расходов на прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодной воды и теплоносителя, расходов по сомнительным долгам, Установив, что МУП "Коммунальные сети" при установлении тарифов не заявляло расходы по статье "Благоустройство", что подтверждено материалами дела, суды нижестоящих судебных инстанций правильно признали несостоятельными суждения административного истца о необоснованном сокращении расходов на благоустройство.
Вопреки доводам кассационной жалобы, на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному и убедительному выводу о том, что установленный постановлением от 28 ноября 2022 года N 102/183 для МУП "Коммунальные сети" тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям Златоустовского городского округа, на 2023 год является экономически обоснованным.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судебных инстанций, обусловлены с несогласием с оценкой судами нижестоящих судебных инстанций расчета, произведенного специалистом "данные изъяты" в заключении NЗС-188-2023 от 28 марта 2023 года.
Между тем, заключение NЗС-188-2023 от 28 марта 2023 года обоснованно признано судами недопустимым доказательством, нарушений требований процессуальных норм при исследовании и оценке данного доказательства не допущено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют материалам административного дела, доводами кассационной жалобы не опровергаются, подробно изложены в обжалуемых судебных актах с приведением мотивов, по которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Челябинского областного суда от 21 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МУП "Коммунальные сети" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.