Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Феофиловой Л.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России на решение Дзержинского районного суда города Перми от 9 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 июня 2023 года по административному делу N 2-1315/2023 по иску прокурора Пермской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, доводы кассационной жалобы полагавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пермской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 32" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о возложении обязанности устранить нарушения санитарного состояния помещений банно-прачечного комбината ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю:
- в помывочном отделении устранить нарушения внутренней отделки красочного покрытия стен и потолка, а также сколы кафельной плитки полового покрытия и сколы кафельной плитки покрытия стен; установить безопасные водостоки, расположенные на полу; заменить приточно-вытяжную вентиляцию;
- в помещении раздевалки произвести ремонт внутренней отделки стен и потолка материалами, позволяющими производить санитарную обработку, а также сколы кафельной плитки полового покрытия и сколы кафельной плитки покрытия стен, установить в оконном проеме для выдачи чистого белья оконный блок;
- в коридоре произвести замену внутренней отделки красочного покрытия стен и потолка;
- в помещении механической прачечной произвести замену внутренней отделки красочного покрытия стен и потолка материалами, позволяющими производить санитарную обработку, а также устранить сколы кафельной плитки полового покрытия и сколы кафельной плитки покрытия стен, установить приточно-вытяжную вентиляцию;
- в помещении ручной прачечной произвести замену внутренней отделки красочного покрытия стен и потолка, а также сколы кафельной плитки полового покрытия и сколы кафельной плитки покрытия стен, установить приточно-вытяжную вентиляцию;
- в гладильном и сушильном отделениях, расположенных на втором этаже, произвести ремонт внутренней отделки стен и потолка материалами, позволяющими производить санитарную обработку, а также устранить сколы кафельной плитки полового покрытия, заменить устаревшие негерметичные деревянные оконные блоки в количестве четырех штук, установить приточно-вытяжную вентиляцию материалами, позволяющими производить санитарную обработку;
- произвести замену входной двери помещения приёма грязного белья, а также произвести ремонт внутренней отделки стен и потолка, устранить сколы кафельной плитки полового покрытия;
- произвести замену входной дверной группы банно-прачечного комбината.
Также просил обязать ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России осуществить в течение девяти месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю надлежащим финансированием для устранения нарушений санитарного состояния помещений банно-прачечного комбината указанного учреждения.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведённых прокуратурой проверок по соблюдению законности в деятельности администрации ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, в том числе с привлечением специалиста - врача по общей гигиене филиала "Медицинская часть N 15" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, установлено, что администрацией ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю надлежащим образом не обеспечено материально-бытовое обеспечение осуждённых, а также выполнение требований законодательства об охране здоровья граждан, что существенно нарушает права осуждённых, отбывающих наказание в учреждении, а также граждан, прибывающих на свидание к осуждённым.
Решением Дзержинского районного суда города Перми от 9 марта 2023 года исковые требования удовлетворены полностью, срок исполнения решения суда установлен в течение 6 месяцев с момента поступления учреждение денежных средств. На ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России возложена обязанность в течение 9 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить ФКУ ИК N 32 ГУФСИН России по Пермскому краю надлежащим финансированием для устранения нарушений санитарного состояния помещений банно-прачечного комбината.
Определением судьи Пермского краевого суда от 10 мая 2023 года апелляционная жалоба принята для рассмотрения в порядке административного судопроизводства, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 июня 2023 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 21 декабря 2023 года представителем ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю поставлен вопрос об отмене судебных актов в части возложения на административных ответчиков обязанности финансирования ФКУ ИК -32 ГУФСИН России по Пермскому краю, принятии нового решения. Указывает, что указанное решение является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа ФСИН России. Материалы дела не содержат сведений, что ФСИН России отказывала ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю в финансировании.
Прокурором Пермской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на кассационную жалобу поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения допущены.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осуждённых являются задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, включающего, в том числе Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проведенной в декабре 2021 года проверки соблюдения законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных в ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, выявлены факты нарушения требований Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
По результатам проверки Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК- 32 ГУФСИН России по Пермскому краю внесено представление от 21 декабря 2021 года N Прдр-20570053-51-21/-20570053 об устранении выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В ходе проведенной Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в январе 2023 года проверки соблюдения законности в деятельности ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю с привлечением специалиста - врача по общей гигиене филиала "Медицинская часть N 15" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России установлено, что в исправительном учреждении помещения банно-прачечного комбината находятся в антисанитарных условиях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статей 11, 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.6, 2.7, 5.5.5 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44, установив вышеуказанные обстоятельства, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что неисполнение административными ответчиками обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного состояния помещения банно-прачечного комбината ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю нарушает условия содержания осужденных, а также сотрудников и граждан, пребывающих на свидания, влечет нарушение их прав, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Кроме того, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о возложении на ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по финансированию расходов, связанных с устранением выявленных нарушений законодательства, поскольку такая обязанность установлена Положением о ГУФСИН России по Пермскому краю, утвержденным приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518 (далее - Положение о ГУФСИН России по Пермскому краю) и Положением о ФСИН России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение о ФСИН России), Уставом ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, утвержденным приказом ФСИН России от 11 мая 2011 года N 278 (далее - Устав ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю).
Поскольку выводы судов о возложении на ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности устранить выявленные нарушения не оспариваются, проверке в кассационном порядке в силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации они не подлежат.
Возлагая на ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность организовать финансовое обеспечение расходов на устранение выявленных нарушений законодательства, суды исходили из того, что на ФСИН России как федеральный орган уголовно - исполнительной системы, осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, и на ГУФСИН России по Пермскому краю как на территориальный орган ФСИН России, являющийся распорядителем и получателем средств федерального бюджета в пределах данного территориального органа УИС, может быть возложена обязанность финансирования мероприятий по ремонту при отсутствии достаточных средств у исправительной колонии.
Между тем судами при рассмотрении дела не учтено следующее.
Согласно пункту 3 Положения о ФСИН России основными задачами ФСИН России являются, в том числе, управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (подпункт 8).
Пунктом 7 Положения о ФСИН России предусмотрено, что ФСИН России обеспечивает условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, осуществляет: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения о ФСИН России).
В соответствии с Положением о ГУФСИН России по Пермскому краю Управление является территориальным органом ФСИН России и юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (пункты 1 и 4); Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, подведомственными ФСИН России предприятиями уголовно-исполнительной системы (пункт 11), материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных структур (подпункт 2 пункта 15).
В силу пунктов 1.3, 1.7, 1.9 Устава ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю данное учреждение находится в ведении ФСИН России, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закреплённым за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности. Согласно пункту 4.3 Устава, ГУФСИН России по Пермскому краю в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Возлагая на ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России обязанность по финансированию мероприятий, суды оставили без внимания, что ГУФСИН России по Пермскому краю доводит финансирование до ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю и главным распорядителем бюджетных средств не является, установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, а также недопустимость вмешательства в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Понуждение ФСИН России к финансированию заявленных в иске мероприятий является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность главного распорядителя бюджетных средств.
В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда и разъяснений, данных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Вместе с тем, суд вправе учесть объемы и возможности финансирования необходимых мероприятий при определении срока устранения допущенного нарушения в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В настоящем деле на ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность совершить указанные в судебном акте действия в шестимесячный срок с момента поступления денежных средств, то есть срок установлен под условием наступления определенного события.
Суд апелляционной инстанции, в силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наделенный полномочиями по рассмотрению административного дела в полном объеме и не связанный основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, при рассмотрении апелляционной жалобы административных ответчиков, данные обстоятельства оставил без внимания и исследования.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в настоящем случае не были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств дела, их всестороннего исследования при активной роли суда не приняты.
Судебная коллегия считает необходимым также обратить внимание на то, что удовлетворение требований прокурора о возложении на ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю указанной в решении суда обязанности после выделения финансирования не соответствует требованиям статьей 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку исполнение такой обязанности находится под условием выделения администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи денежных средств. Вместе с тем, из смысла статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что недопустимо принятие судебного акта, исполнение которого становится в зависимость от наступления или ненаступления определенных условий.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание характер спора, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 июня 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 13 февраля 2024 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.