Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4807/2023 по иску Семенчука Александра Ярославлевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, по кассационной жалобе Семенчука Александра Ярославлевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Шляхтиной Т.Ю, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Семенчук А.Я. обратился в суд с иском (с учетом уточненного искового заявления) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) о признании права на назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 21 сентября 2022 года обратился в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОСФР по Челябинской области от 16 января 2023 года N 652439/22 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Решением ОСФР по Челябинской области от 16 января 2023 года N 652439/22 истцу установлен страховой стаж - 11 лет 00 месяцев 29 дней (при необходимом 10 лет), возраст - 60 лет 06 месяцев (при необходимом 60 лет 06 месяцев), ИПК - 13, 563 (при необходимом 16, 2). В страховой стаж не были включены следующие периоды: с 11 апреля 1978 года по 26 апреля 1980 года служба в Советской Армии (так как сведения о службе внесены в военный билет другими чернилами, в связи с чем, требуют документального подтверждения); с 13 марта 1992 года по 29 мая 2002 года работа в Центральном УВД на транспорте (так как сведения о периоде службы на территории Республики Казахстан после 12 марта 1992 года требуют документального подтверждения). Истец не согласен с вынесенным решением ответчика, в связи с чем просил признать решение ОПФР по Челябинской области незаконным, включить в страховой стаж вышеуказанные периоды прохождения военной службы по призыву и периоды работы, обязать назначить ему пенсию с даты обращения за назначением пенсии - с 01 ноября 2022 года.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2023 года исковые требования Семенчука А.Я. удовлетворены в части: решение ОСФР по Челябинской области N 652439/22 от 16 января 2023 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" признано незаконным; на ОСФР по Челябинской области возложена обязанность включить Семенчуку А.Я. в страховой (общий трудовой) стаж период службы в Центральном УВД на транспорте Республики Казахстан с 13 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года; период службы в Советской Армии с 03 мая 1978 года по 26 апреля 1980 года; на ОСФР по Челябинской области возложена обязанность назначить и произвести перерасчет Семенчуку А.Я. пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 ноября 2022 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года, решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2023 года отменено в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ОСФР по Челябинской области включить в страховой стаж Семенчука А.Я. период службы в Центральном УВД на транспорте Республики Казахстан с 13 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года, принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований. Это же решение суда в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Семенчук А.Я. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился лично истец Семенчук А.Я, представитель ответчика ОСФР по Челябинской области, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 21 сентября 2022 года Семенчук А.Я. обратился в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Челябинской области от 16 января 2023 года N 652439/2 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Решением ОСФР по Челябинской области от 16 января 2023 года N 652439/2 истцу установлен страховой стаж - 11 лет 00 месяцев 29 дней (при необходимом 10 лет), возраст - 60 лет 06 месяцев (при необходимом 60 лет 06 месяцев), ИПК - 13, 563 (при необходимом 16, 2). В страховой стаж не были включены следующие периоды: с 11 апреля 1978 года по 26 апреля 1980 года служба по призыву в рядах Советской Армии (так как сведения о службе внесены в военный билет другими чернилами, в связи с чем, требуют документального подтверждения); с 13 марта 1992 года по 29 мая 2002 года работа в Центральном УВД на транспорте (так как сведения о периоде службы на территории Республики Казахстан после 12 марта 1992 года требуют документального подтверждения).
Как следует из трудовой книжки Семенчука А.Я, он с 11 декабря 1985 года по 29 мая 2002 года проходил службу в органах внутренних дел непрерывно в Центральном УВД на транспорте Республики Казахстан.
Согласно архивной справке от 20 апреля 2023 года N 9-433/4281/5427, Семенчук А.Я. с 13 марта 1992 года по 20 января 1994 года работал милиционером Линотдела внутренних дел на ст. Кустанай (приказ от 11 декабря 1985 года N 186л/с); с 20 января по 05 мая 1994 года -милиционером ЛОВД на ст. Кустанай (приказ ЦУВДТ N 22 л/с от 20 января 1994 года); с 05 мая 1994 по 01 июля 1997 - помощником дежурного дежурной части ЛОВД на ст. Костанай (приказ N 161 от 09 июля 1997 года); с 20 ноября 1997 по 20 мая 2000 года - полицейским подразделения патрульной полиции ЛОВД на ст. Костанай (приказ N 278 от 20 ноября 1997); с 20 мая 2000 по 21 января 2001 года - помощником дежурного дежурной части штаба - отделения ЛОВД на ст. Костанай (приказ N 98 от 20 мая 2000 года); с 21 января по 20 февраля 2001 года зачислен в распоряжение (резерв) Главного УВД на транспорте (приказ N 1 от 21 января 2001года); с 20 февраля 2001 по 07 марта 2002 - помощником дежурного дежурной части штаба - отделения ЛОВД на ст. Костанай (приказ N 49 от 20 февраля 2001 года); с 07 марта по 29 мая 2002 года -младшим инспектором помощника дежурной части ЛОВД на ст. Костанай (приказ N 24 от 07 марта 2002 года). 29 мая 2002 года уволен из органов внутренних дел (приказ N 107 от 29 мая 2002 года).
Справкой от 05 апреля 2023 года N 27 подтвержден факт того, что Семенчук А.Я. является пенсионером МВД с 29 мая 2002 года. Выплата пенсии в Республике Казахстан прекращена с 01 ноября 2022 года в связи с выездом на постоянное место жительство в Российскую Федерацию.
Департаментом полиции Костанайской области Управление миграционной службы у Семенчука А.Я. изъято удостоверение личности и паспорт гражданина Республики Казахстан.
Разрешая спор и приходя к выводу о включении в страховой стаж периода службы в Центральном УВД на транспорте Республики Казахстан с 13 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 12, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением от 13 марта 1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что в число государств участников СНГ, подписавших указанное Соглашение, входят Российская Федерация и Республика Казахстан, в силу Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года. Период прохождения истцом службы в органах внутренних дел подтвержден материалами дела.
Приходя к выводу о включении в страховой стаж истца периода службы по призыву в Советской Армии с 11 апреля 1978 по 26 апреля 1980 года, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, исходил из того, что согласно записям военного билета истец с 03 мая 1978 года по 26 апреля 1980 года проходил военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, период прохождения службы в указанный период подтверждается также записью в учетно - послужной карточке, в связи с чем период службы при призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 03 мая 1978 года по 26 апреля 1980 подлежит включению в трудовой стаж истца.
Установив, что с учетом включенных судом спорных периодов работы у истца на дату обращения будет достаточно стажа, ИПК для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст заявителя соответствует требуемому возрасту - 60 лет 6 месяцев, то есть у истца на дату обращения 27 сентября 2022 года возникло право на назначение пенсии, истцу выплата пенсии в Республике Казахстан прекращена с 01 ноября 2022 года, суд первой инстанции пришел к выводу о назначении истцу страховой пенсии с 01 ноября 2022 года.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца о признании незаконным решения ОСФР по Челябинской области N 652439/22 от 16 января 2023 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложения на ОСФР по Челябинской области обязанности включить в страховой (общий трудовой) стаж период службы в Советской Армии с 03 мая 1978 года по 26 апреля 1980 года, назначить и произвести перерасчет размера пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 ноября 2022 года, а также об отказе в удовлетворении остальной части исковых требований о включении в стаж периода службы в Центральном УВД на транспорте Республики Казахстан с 01 января 2002 года, в апелляционном порядке не обжаловалось, предметом апелляционной проверки не являлось.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части включения в страховой стаж период службы в Центральном УВД на транспорте Республики Казахстан с 13 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года, отменяя решение суда в данной части и отказывая в удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением от 13 марта 1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьями 1, 4 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения, и их семей", пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 8 Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР", статьей 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что период службы в Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, а соответственно, и приравненной к ним службы в органах внутренних дел этих государств, при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.
Действующее пенсионное законодательство с учетом норм международного договора, к которому относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, не предусматривает возможность включения в общий и страховой стаж периода прохождения службы в органах внутренних дел в Казахстане после распада СССР.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что период службы в Центральном УВД на транспорте Республики Казахстан подлежит включению в страховой стаж, поскольку истцом представлены доказательства, подтверждающие период работы в Центральном УВД на транспорте Республики Казахстан, при определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства-члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства-члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях, основаны на неправильном понимании норм материального права, отклоняются по следующим основаниям.
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства - члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств - членов в соответствии с законодательством каждого из государств - членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2).
Согласно статье 12 Соглашения от 20 декабря 2019 года назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения, и их семей", в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 4 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения, и их семей" установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формирований либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Однако в силу статьи 1 указанного Закона, его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно - полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе и периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В соответствии с пунктом 8 Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" при осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в трудовой стаж, засчитываются периоды, перечисленные в статье 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
В период службы истца действовал ЗаконЗакон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В статье 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" период службы в органах внутренних дел не указан.
Вопреки доводам кассационной жалобы, период службы в вооруженных силах государств - участников Содружества Независимых Государств, а соответственно и приравненной к ним службы в органах внутренних дел этих государств, при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.
При рассмотрении данного спора судом апелляционной инстанции нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семенчука Александра Ярославлевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.