Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-4785/2022 по иску Волкового Сергея Борисовича к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности, по кассационной жалобе федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Волковой С.Б. обратился в суд с иском к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") о признании права на получение субсидии для приобретения жилья, исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на момент выплаты, возложении обязанности принять решение о доплате жилищной субсидии, исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на момент выплаты, за вычетом ранее выплаченных сумм.
В обоснование иска указал, что проходил службу в военном комиссариате Алтайского края, уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой лет продолжительностью 26 лет 07 месяцев 26 дней. Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2020 года за ним признано право на обеспечение субсидией для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений). Решением ФГАУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" от 16 июня 2020 года N 613 ему предоставлена жилищная субсидия в размере 974 325, 28 руб. с учетом норматива общей площади жилого помещения 7, 70 кв.м. Субсидия в указанной сумме выплачена 19 июня 2020 года. С данным решением он не согласился и обжаловал его в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 25 января 2021 года решение от 16 июня 2020 года N 613 признано незаконным, на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет жилищной субсидии и принять решение о выплате ему жилищной субсидии по установленным нормам, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 17, 57 кв.м, с учетом ранее выплаченной ему суммы жилищной субсидии. ФГАУ "Росжилкомплекс" в ноябре-декабре 2021 года выплатило ему дополнительную сумму субсидии в общей сумме 1 248 907, 85 руб. При этом при расчете суммы субсидии ответчик исходил из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного на первое полугодие 2020 года (46013 руб.), то есть на дату выплаты субсидии, предоставленной решением от 16 июня 2020 года N 613, однако норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на настоящий момент составляет 83 420 руб, в связи с чем считает, что с учетом действующего норматива стоимости одного квадратного метра жилья сумма недоплаты жилищной субсидии составила 1807412, 80 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 07 октября 2022 года на ФГАУ "Росжилкомплекс" возложена обязанность произвести перерасчет размера дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) Волковому С.Б, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действовавшей на момент доплаты субсидии в декабре 2021 года, установленной приказом Минстроя России от 07 июня 2021 года N 358/пр, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 января 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 07 октября 2022 в части удовлетворения исковых требований Волкового С.Б. изменено, на ФГАУ "Росжилкомплекс" возложена обязанность произвести перерасчет размера дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) Волковому С.Б, исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утвержденного на второе полугодие 2021 года приказом Минстроя России от 07 июня 2021 года N 358/пр, определив к выплате (с учетом ранее выплаченных сумм) дополнительную сумму жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 469017, 97 руб, в остальной части решение оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июня 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 января 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 июля 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 07 октября 2022 в части удовлетворения исковых требований Волкового С.Б. изменено, на ФГАУ "Росжилкомплекс" возложена обязанность произвести перерасчет размера дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) Волковому С.Б, исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утвержденного на второе полугодие 2023 года приказом Минстроя России от 19 июня 2023 года N 422/пр, определив к выплате (с учетом ранее выплаченных сумм) дополнительную сумму жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 1 823 357, 50 руб, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 июля 2023 года, как незаконного, и оставлении в силе апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 января 2023 года.
Выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что размер субсидии для приобретения или строительства жилого помещения следует рассчитывать, исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утвержденного на второе полугодие 2023 года. Полагает, что при расчете следует применять норматив, утвержденный на второе полугодие 2021 года, поскольку решение о предоставлении Волковому С.Б. дополнительной суммы жилищной субсидии было принято в 2021 году, а не во втором полугодии 2023 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такого рода оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (правопредшественника ответчика) (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") от 21 апреля 2020 года N 26/101, принятым во исполнение кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2020 года, Волковой С.Б. был восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с составом семьи 1 человек. Этим решением установлена дата принятия истца на учет - 08 февраля 2001 года, избранное место жительства - г.Барнаул, форма обеспечения жильем - "жилищная субсидия".
16 июня 2020 года ФГКУ "Центррегионжилье" принято решение N 613 в отношении Волкового С.Б. о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) площадью 7, 70 кв.м в размере 974 325, 28 руб.
На основании указанного решения ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" платежным поручением N 650185 от 19 июня 2020 года перечислило жилищную субсидию в размере 974 325, 28 руб. на расчетный счет Волкового С.Б.
Решением территориального отделения г.Барнаул ФГКУ "Центррегионжилье" от 25 июня 2020 года N 26/155 Волковой С.Б. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в соответствии со статьями 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
С решением ФГКУ "Центррегионжилье" N 613 от 16 июня 2020 года Волковой С.Б. не согласился и обжаловал его в судебном порядке.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 25 января 2021 года по гражданскому делу N 2-227/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 августа 2021 года, признано право Волкового С.Б. на получение жилищной субсидии, исходя из норматива предоставления жилищной субсидии в размере 17, 57 кв.м, признано незаконным решение ФГКУ "Центррегионжилье" N 613 от 16 июня 2020 года в части размера предоставленной субсидии, на ФГКУ "Центррегионжилье" возложена обязанность произвести перерасчет жилищной субсидии и принять решение о выплате Волковому С.Б. жилищной субсидии по установленным нормам, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 17, 57 кв.м, с учетом ранее выплаченной ему суммы жилищной субсидии.
ФГАУ "Росжилкомплекс" во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 25 января 2021 года приняло решение N527 от 19 ноября 2021 года о предоставлении истцу дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 1 201 125, 22 руб.
Платежным поручением N 163395 от 26 ноября 2021 года ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" перечислило на расчетный счет Волкового С.Б. субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 1 201 125, 22 руб.
20 декабря 2021 года ФГАУ "Росжилкомплекс" принято решение N 528 о предоставлении Волковому С.Б. дополнительной жилищной субсидии в размере 47782, 63 руб. Указанная субсидия была перечислена на расчетный счет Волкового С.Б. платежным поручением N 487284 от 22 декабря 2021 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, (далее также - Порядок), Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 76, (далее также - Правила), приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2019 года N 827/пр и от 07 июня 2021 года N 358/пр, исходил из того, что приведенными правовыми нормами гарантировано право военнослужащих на получение жилищной субсидии в зависимости от состава семьи, общей продолжительности военной службы и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, увеличение которой влечет увеличение размера жилищной субсидии.
Однако при перерасчете размера дополнительной жилищной субсидии ответчиком применялись нормативы стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленные на первое полугодие 2020 года, то есть на момент выплаты основной части жилищной субсидии. В связи с тем, что жилищная субсидия в установленном размере выплачена несвоевременно и на момент фактической доплаты ее части условия, на основании которых был произведен расчет, изменились, в частности, увеличилась стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, эти изменения должны быть учтены и дополнительно выплачиваемая к субсидии сумма должна быть пересчитана. Принимая во внимание, что со времени принятия жилищным органом первоначального решения о предоставлении жилищной субсидии до решения о ее доплате на члена семьи увеличилась стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, суд пришел к выводу, что расчет суммы жилищной субсидии, подлежавшей уплате, надлежало производить исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного на момент принятия уполномоченным органом данного решения, а именно определенного в Приказе Минстроя России от 07 июня 2021 года N 358/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года". Оснований для удовлетворения требования о перерасчете выплаты на второе полугодие 2022 года, то есть на момент рассмотрения спора, суд первой инстанции не усмотрел, как не основанного на законе.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием. В целях исключения возникновения спорных вопросов при исполнении обжалуемого решения суда, суд апелляционной инстанции дополнил резолютивную часть решения указанием на конкретную сумму жилищной субсидии, подлежащую выплате истцу в связи с осуществлением перерасчета с учетом ранее выплаченных истцу сумм жилищной субсидии, которую определилисходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года.
После отмены апелляционного определения в суде кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела установил, что на основании решения ответчика от 28 марта 2023 года N 95 о доплате Волковому С.Б. дополнительной суммы жилищной субсидии в соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 07 октября 2022 года в размере 469 017 руб. 97 коп, определенном на основании стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной на второе полугодие 2021 года, платежным поручением N442679 от 31 марта 2023 года денежные средства перечислены на счет истца в указанной сумме.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N510, Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 76, приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04 июня 2007 года N 520-О-О, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что дополнительная сумма жилищной субсидии, взысканная в пользу истца в октябре 2022 года, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года, не в полной мере устраняет допущенные в отношении истца нарушения, связанные с несвоевременной выплатой жилищной субсидии, поскольку из буквального толкования абзаца 1 пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в системном единстве с предписаниями пункта 2 Правил следует, что размер жилищной субсидии определяется исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на момент ее предоставления, определяемой датой принятия соответствующего решения.
Для восстановления нарушенных прав истца при разрешении заявленных истцом требований, надлежит определить размер дополнительной суммы жилищной субсидии исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действующей на дату принятия решения (предоставления жилищной субсидии). Суд апелляционной инстанции учел, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции до настоящего времени ответчиком не произведена доплата жилищной субсидии за вычетом ранее выплаченных истцу сумм, исходя из актуальной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, в связи с чем с учетом заявленных истцом требований возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет размера дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утвержденного на второе полугодие 2023 года приказом Минстроя России от 19 июня 2023 года N422/пр.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании норм материального права.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с абзацем первым пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 данной статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 этого Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абзац третий пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В силу абзаца второго пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен в Правилах расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 76, (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченным им органом или учреждением по следующей формуле: Р = Н х С х Кс, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3 - 6 Правил;
С - норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Кс - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемый в соответствии с пунктами 7 - 9 Правил.
Согласно пунктам 4, 5-8 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 и утратившего силу на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 года N, в целях реализации права на жилищное обеспечение в форме получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее десяти рабочих дней после получения документов, указанных в абзацах третьем - седьмом данного пункта. Принятое уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению к данному Порядку.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в пункте 4 данного Порядка, в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по управлениям финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, управлениям (отделам) по субъектам Российской Федерации, иным финансовым органам Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим перечисление жилищной субсидии по месту нахождения уполномоченного органа (специализированной организации, ее структурного подразделения), для перечисления жилищной субсидии военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы. Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.
Как следует из правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2007 года N5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 июня 2007 года N 520-О-О, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Величины норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации и коэффициентов, повышающих этот норматив для определенных субъектов Российской Федерации, обоснованы экономическими и социальными условиями, определяющими как рыночные цены на жилье в конкретном регионе, так и соответствующие финансовые затраты государства на жилищные субсидии, выдаваемые на основе жилищных сертификатов. В силу этого размер жилищной субсидии может составлять в условиях рыночной экономики как полный эквивалент стоимости жилья, так и усредненную расчетную величину денежных средств, позволяющих гражданину в зависимости от особенностей избранного им места жительства приобрести жилье в собственность либо полностью за счет средств, получаемых в виде субсидии, либо с добавлением собственных (заемных) средств.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, наделено собственными полномочиями, закрепленными в Положении о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038. В частности, данное Министерство в соответствии с подпунктами 5.2 и 5.2.38 указанного Положения на основании и во исполнение федеральных законов самостоятельно принимает акты об определении норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, подлежащего применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Анализ приказов Минстроя России, принимаемых ежеквартально с 10 января 2014 года во исполнение названного выше полномочия, свидетельствует о том, что устанавливается не только норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но и период, в течение которого он действует, как правило, на полугодие.
Так, на день вынесения решения ФГКУ "Центррегионжилье" N 613 от 16 июня 2020 года действовал норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 46013 руб, утвержденный приказом Минстроя России от 19 декабря 2019 года N827/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года".
На день принятия решений ФГАУ "Росжилкомплекс" N527 от 19 ноября 2021 года и N 528 от 20 декабря 2021 года действовал норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 55 720 руб, утвержденный приказами Минстроя России от 07 июня 2021 года N358/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2021 года".
На день рассмотрения спора судом первой инстанции действовал норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 83 420 руб, утвержденный приказом Минстроя России от 20 июня 2022 года N 501/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2022 года", а на день рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции действовал норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 93457 руб, утвержденный приказом Минстроя России от 19 июня 2023 года N 422/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2023 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2023 года"
Вопреки доводам кассационной жалобы указанные нормативные правовые акты подтверждают правильность выводов суда о незаконности решений ответчика N527 от 19 ноября 2021 года и N 528 от 20 декабря 2021 года, которыми при расчете жилищной субсидии применен норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленный на первое полугодие 2020 года, вместо норматива, действующего на момент принятия указанных решений, поскольку стоимость жилья значительно увеличилась, что влияет на реализацию права истца на обеспечение жилым помещением, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О военнослужащих", в размере, исчисленном в соответствии с Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 76. Судом апелляционной инстанции верно применена стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2023 года для обеспечения истцу реальной возможности приобрести жилое помещение, исходя из рыночных цен, действующих на момент восстановления нарушенного права и предоставления денежных средств.
Указание в кассационной жалобе на необходимость отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 июля 2023 года, как незаконного, и оставлении в силе апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 января 2023 года не соответствует нормам процессуального права, поскольку Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие кассационного суда проверять законность судебного акта после его отмены этим же судом.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.