Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-3034/2023 по иску Климина Михаила Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения, включении в стаж периода работы, признании права на досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Климина Михаила Александровича на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Климин М.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 21 февраля 2023 года N 780098/23, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию с момента подачи заявления 01 февраля 2023 года.
В обоснование иска указал, что 01 февраля 2023 года он обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"). Решением ответчика от 21 февраля 2023 года ему отказано в установлении пенсии, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 42 года. Считал, что ответчиком необоснованно не приняты к зачету период обучения курсантом с 06 августа 1979 года по 09 июля 1983 года и период военной службы на офицерских должностях с 10 июля 1983 года по 01 апреля 1989 года.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 сентября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Климина М.А. отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Истец Климин М.А, представитель ответчика ОСФР по Свердловской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 01 февраля 2023 года Климин М.А, "данные изъяты" года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
21 февраля 2023 года ответчиком принято решение об отказе в установлении пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа - 42 года, страховой стаж для назначения пенсии истцу по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" определен продолжительностью 33 года 04 месяца 25 дней.
В ходе рассмотрения дела ответчиком представлено уточненное решение об отказе в назначении пенсии истцу, согласно которому страховой стаж для досрочного назначения пенсии составил 37 лет 03 месяца 29 дней с учетом включения в страховой стаж истца периода военной службы по призыву (учебы курсантом в военном образовательном учреждении с 06 августа 1979 года по 09 июля 1983 года).
Период военной службы на офицерских должностях с 10 июля 1983 года по 01 апреля 1989 года ответчиком в страховой стаж для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" не зачтен, данный период прохождения истцом военной службы с учетом уточнений иска являлся предметом спора по настоящему делу.
Как следует материалов дела, истец в период с 06 августа 1979 года по 09 июля 1983 года являлся курсантом в военном образовательном учреждении, в период с 10 июля 1983 года по 01 апреля 1989 года - проходил военную службу на офицерских должностях.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1.2 статьи 8, частей 8, 9 статьи 13, статей 11, 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", исходил из того, что в страховой стаж для досрочного назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" подлежит включению не вся военная служба или иная приравненная к ней служба, а только военная служба по призыву и периоды участия в специальной военной операции, расширительному толкованию положения части 9 статьи 13 не подлежат. Спорный период с 10 июля 1983 года по 01 апреля 1989 года не относится к периодам работы, поименованным в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые уплачивались страховые взносы, и к периодам, поименованным в пункте 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), пунктах 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях". Учел, что страховой стаж истца, включая период службы по призыву в соответствии с представленным суду решением об отказе в назначении пенсии, составил на момент обращения 37 лет 03 месяца 29 дней, и пришел к выводу об отсутствии у истца права на назначение пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2019 года, в этот Федеральный закон были внесены изменения, в частности был увеличен общий возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, установлены новые виды пенсий.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону - для мужчин, достигших 60 лет в 2021 году, 60 лет + 36 месяцев).
Статья 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" дополнена частью 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Особенностью назначения досрочной страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", как одного из самостоятельных оснований для досрочного назначения страховой пенсии ранее достижения установленного возраста, является отличный от общего порядок исчисления страхового стажа, указанный в части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 данной статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 этой статьи.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона (застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования), при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"; 2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 12) период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - период пребывания в добровольческом формировании).
Из указанных норм следует, что страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости по части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" и по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", исчисляется в различном порядке. Для досрочного назначения пенсии по части 1.2 могут быть включены в страховой стаж лишь периоды, прямо указанные в части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", а именно периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались пенсионные страховые взносы, периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы и в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы истца о наличии оснований для включения спорного периода в общий трудовой стаж, поскольку действовавшим в периоды службы законодательством предусматривалось включение таких периодов в общий трудовой стаж, закон обратной силы не имеет, изменение закона не должно ущемлять его права, на отчисления страховых взносов во время прохождения военной службы он повлиять не мог, судебная коллегия считает основанными на неверном толковании норм права, поскольку страховая пенсия по старости, предусмотренная частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", введена с 01 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ, является новым видом досрочной пенсии. Порядок исчисления страхового стажа для определения права на эту страховую пенсию по старости предусмотрен частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", поэтому положения ранее действующего законодательства, не предусматривавшего такой вид пенсии, применению не подлежат. Предметом спора общий трудовой стаж истца не являлся, поскольку он просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Ссылки в кассационной жалобе на то, что при включении спорного периода его страховой стаж на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составит более 42 лет, что в силу части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" дает ему право на назначение пенсии без увеличения возраста, то есть при достижении возраста 60 лет, не может служить основанием для отмены судебных постановлений, поскольку судами верно установлено, что продолжительность страхового стажа истца для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" на момент обращения составила 37 лет 03 месяца 29 дней, с учетом включения в него периода службы по призыву с 06 августа 1979 года по 09 июля 1983 года, что менее 42 лет, а включение периода военной службы на офицерских должностях с 10 июля 1983 года по 01 апреля 1989 года не предусмотрено частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Климина Михаила Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.