Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Пашкульской Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2179/2023 по иску Старикова Руслана Валерьевича к администрации города Нижневартовска, Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об установлении факта отсутствия родительского попечения, о признании права на включение в Список детей-сирот оставшихся без попечения родителей по предоставлению жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, по кассационной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Стариков Р.В. обратился в суд с иском к администрации города Нижневартовска, Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, с учетом уточнений, просил признать за ним право на включение в Список детей-сирот оставшихся без попечения родителей по предоставлению жилого помещения; признать отсутствие родительского попечения в период несовершеннолетия со стороны родителей; возложить на администрацию г.Нижневартовска обязанность предоставить Старикову Р.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления Главы муниципального образования "Слободо-Туринский район" от 15 мая 2002 г. N 180 над истцом было установлено попечительство и закреплено жилое помещение по адресу: "данные изъяты" до 2011 года. Однако в нем фактически после достижения совершеннолетия не проживал, так как жилье находилось в плохом техническом состоянии. Выехал и проживал в г. Нижневартовске. О том, что имел право на постановку на учет для обеспечения другим специализированным жильем не знал. В связи с аварийностью дома впоследствии ему пришлось сняться с регистрационного учета, после чего в этот же год дом был снесен. Поскольку жилое помещение снесено и фактически не существует, обратился за разрешением жилищного вопроса по месту жительства и был поставлен на общий учет нуждающихся. 26 сентября 2014 года (в возрасте 27 лет), узнав, что у него имелось льготное право, которое не реализовано, так как не был своевременно поставлен на учет органами опеки по прежнему месту жительства, обратился в Управление по опеке и попечительству администрации города Нижневартовска с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Истец имел право на обеспечение жильем, но оно не реализовано по вине органов опеки по настоящему и прежнему месту жительства.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 октября 2023 года, исковые требования удовлетворены частично. На Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры возложена обязанность включить Старикова Р.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также предоставить специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на состав семьи один человек общей площадью не менее 33 кв.м. отвечающего санитарно-техническим требованиям, благоустроенного жилого помещения применительно к условиям населенного пункта (г.Нижневартовск). С Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Старикова Р.В. взысканы судебные расходы в сумме 3000 руб.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Стариков Р.В. относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что имеются установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов в части возложения на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанности предоставить Старикову Р.В. специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, взыскания судебных расходов.
Судом установлено, что Стариков Р.В. родился "данные изъяты" 1987 года. Родителями истца являются: отец Стариков В.Н. и мать Старикова С.Н.
Решением Байкаловского районного суда Свердловской области от 07 апреля 2000 года Старикова С.Н. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей - Старикова Юрия Валерьевича, "данные изъяты" 1998 года рождения и Старикова Руслана Валерьевича, "данные изъяты" 1987 года рождения. Дети переданы органу опеки и попечительства для дальнейшего устройства.
Заочным решением Курганского городского суда от 01 августа 2002 года Стариков В.Н. лишен родительских прав в отношении Старикова Юрия Валерьевича, 1998 года рождения и Старикова Руслана Валерьевича, 1987 года рождения.
На основании Постановления Главы муниципального образования "Слободо-Туринский район" от 15 мая 2002 г. N 180 "Об учреждении попечительства над несовершеннолетним Стариковым Р.В." над Русланом было установлено попечительство. В целях защиты жилищных прав и законных интересов Старикова Р.В, 23 февраля 2000 года за ним было закреплено жилое помещение по адресу: "данные изъяты". В отношении указанного жилого помещения со Стариковым Р.В. заключен договор социального найма от 20 мая 2009 г. N 50-09. Стариков Р.В. указан в договоре как наниматель жилого помещения, другие граждане, имеющие право пользования в данном жилом помещении по договору социального найма, отсутствуют.
"данные изъяты" 2005 года Стариков Р.В. достиг совершеннолетия, а "данные изъяты" 2010 года - возраста 23-х лет.
26 сентября 2014 года в возрасте 27 лет Стариков Р.В. обратился в управление по опеке и попечительству администрации города Нижневартовска с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением управления по опеке от 01 октября 2015 г. N 2647-р/15-01 Старикову Р.В. было отказано во включении в Список, поскольку за ним было закреплено жилое помещение по адресу с которого Стариков Р.В. снялся с регистрационного учета 01 февраля 2011 года (в возрасте 23 лет), в связи с переменой жительства и договор найма стал считаться расторгнутым со дня выезда.
Согласно акту обследования помещения от 06 июля 2011 года составленного по результатам обследования жилого помещения по адресу: "данные изъяты", установлено, что стены дома тонкие - сгнили, промерзают, балки под полом сгнили, пол ветхий, крыша ветхая, коньки сгнили, печи и дымоходы неисправные, оконные и дверные блоки ветхие, дом находится в аварийном состоянии.
В материалах дела имеется заключение межведомственной комиссии от 06 июля 2011 года о том, что жилое помещение по адресу: "данные изъяты" не пригодно для проживания.
Разрешая спор и удовлетворяя требование Старикова Р.В. о возложении обязанности по включению в Список детей-сирот оставшихся без попечения родителей по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу, что закрепление за Стариковым Р.В. жилого помещения, признанного впоследствии непригодным для проживания не свидетельствовало об обеспечении его жильем и послужило причиной, воспрепятствовавшей своевременной постановке истца на жилищный учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, что следует рассматривать как уважительную причину несвоевременного обращения истца за мерами социальной поддержки.
Возлагая обязанность предоставить Старикову Р.В. специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суд первой инстанции исходил из того, что администрация города Нижневартовска является ненадлежащим ответчиком по данному требованию, поскольку полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Отказывая в удовлетворении требования Старикова Р.В. о признании факта отсутствия родительского попечения с момента установления попечительства (15 мая 2002 года), суд указал, что факт того, что Стариков Р.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в судебном заседании никем не оспаривается и данное требование не требует разрешения судом.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Настаивая на отмене принятых судебных постановлений, Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры приводит доводы о том, что истец был обеспечен жилым помещением, поскольку жилье было за ним закреплено, при этом за реализацией права истец обратился за пределами установленного законом срока (после достижения 23-летнего возраста), что исключает возможность постановки на учет и обеспечение жильем на льготных условиях.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены.
В соответствии с пунктом 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.) при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Судом первой инстанции установлено и не оспорено ответчиком, что Стариков Р.В. до 18 лет относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в период с 18 до 23 лет, к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судами установлено, что причиной несвоевременного обращения истца явилось именно ненадлежащее осуществление органами опеки и попечительства контроля за осуществлением функций по защите жилищных прав в период несовершеннолетия истца.
Установив нарушения, допущенные при реализации прав Старикова Р.В. как сироты по прежнему месту жительства, поскольку состояние закрепленного жилья, являвшегося фактически аварийным, не позволяло в нем проживать, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение специализированным жилым помещением по месту его постоянного жительства в г. Нижневратовске.
Вместе с тем судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что с обжалуемыми судебными актами в части возложения на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанности предоставить Старикову Р.В. специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, распределения судебных расходов согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статьям 12 и 13 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, приобретаемых исполнительным органом автономного округа, делегировано органам местного самоуправления, в том числе городскому округу Нижневартовска.
Пункт 5 статьи 5 Закона N 86-оз предусматривает, что приобретение жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется исполнительным органом автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа в сфере управления государственным имуществом.
Согласно ст. 13.1 указанного Закона материальные средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданного им отдельного государственного полномочия, в виде жилых помещений, находящихся в собственности автономного округа, передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.
По условиям соглашения о реализации полномочий по вопросам обеспечения детей-сирот, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 апреля 2023 года, заключенного между Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и муниципальным образованием город Нижневартовск, последнее обязуется, в том числе принять жилые помещения в собственность муниципального образования и зарегистрировать право муниципальной собственности в течении 15 дней со дня принятия решения Департаментов о передаче жилых помещения в собственность муниципального образования (пункт 1.4), а также передать жилые помещения детям-сиротам, заключив с ними договор найма специализированного жилого помещения в сроки порядке, определенном Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 июня 2009 года N86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в ХМАО-Югре" (пункт 1.6).
Таким образом на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями приобретаемыми исполнительным органом автономного округа, переданы органам местного самоуправления.
С учётом этого вывод суда первой инстанции о том, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры не соответствует положениям регионального законодательства.
Учитывая изложенное судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судами допущены нарушения норм материального права, в связи с чем решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 октября 2023 года в части возложения на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанности предоставить Старикову Р.В. специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, взыскания судебных расходов нельзя признать законными, в указанной части они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 октября 2023 года в части возложения на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанности предоставить Старикову Р.В. специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, взыскания судебных расходов отменить, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.