Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Пашкульской Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4771/2023 по иску Мартышкина Сергея Иосифовича к УМВД России по Тюменской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности предоставить жилое помещение, заключить договор социального найма, по кассационной жалобе Мартышкина Сергея Иосифовича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мартышкин С.И. обратился в суд с иском к УМВД России по Тюменской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение, площадью 72 кв.м, заключить договор социального найма.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в период с 16 декабря 1983 года по 23 мая 2011 года проходил службу в органах внутренних дел. С 1991 года Мартышкин С.И. по месту службы был поставлен на жилищный учет в общий список очередников как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, согласно рапорта от 16 августа 1991 года с составом семьи из 4-х человек: Мартышкин С.И, супруга Мартышкина Ж.В, сын Мартышкин К.С, 1986 года рождения, сын Мартышкин О.С, 1988 года рождения. До настоящего времени истцу помещение по договору социального найма не предоставлено, он также продолжает состоять в очереди под N 33, очерёдность не меняется с 2018 года. Истец неоднократно на протяжении 22 лет обращался к ответчику с просьбой предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма. Поводом обращения Мартышкина С.И. в суд явилось необоснованно длительное необеспечение истца и членов его семьи жилым помещением по договору социального найма, учитывая, что на учёте семья истца состоит с 1991 года. Кроме того, решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области от 05 марта 2019 года в одностороннем порядке было принято решение об уменьшении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу с 72 кв.м до 29, 7 кв.м. Решение мотивировано тем, что истцу принадлежит жилой дом по адресу: "данные изъяты"
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 30 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 августа 2023 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях УМВД России по Тюменской области, Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что Мартышкин С.И. в период с 16 декабря 1983 года по 23 мая 2011 года проходил службу в органах внутренних дел.
С 1991 года Мартышкин С.И. по месту службы был поставлен на жилищный учет в общий список очередников как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, согласно рапорта от 16 августа 1991 года с составом семьи из 4-х человек: Мартышкин С.И, супруга Мартышкина Ж.В, сын Мартышкин К.С, 1986 г.р, сын Мартышкин О.С, 1988 г.р.
До настоящего момента договор социального найма на жилое помещение с Мартышкиным С.И. не заключен, жилое помещение не предоставлено.
В ходе перерегистрации очередников в 2018 году было установлено, что на основании нотариального завещания от 09 октября 2003 г. Мартышкиной Т.М. истцу завещано недвижимое имущество, в том числе жилой дом, общей площадью 42, 3 кв.м и земельный участок, расположенные по адресу: "данные изъяты"
В связи с этим, при рассмотрении 05 марта 2019 года вопроса о распределении квартир на условиях социального найма решением ЦЖБК УМВД (протокол от 05 марта 2019 г. N 4) истцу было отказано в предоставлении жилого помещения в виду отсутствия квартиры необходимой площади, так как истцу положено 38, 7 кв. м, исходя из расчета: 72, 0 кв.м. - 42, 3 кв.м. + 9 кв. м = 38, 7, где 72 кв.м. - общая площадь жилого помещения для проживания семьи из 4 человек по норме предоставления площади жилого помещения на 1 человека; 42, 3 кв.м. общая площадь жилого дома, принадлежащего истцу по завещанию; 9 кв.м - размер общей площади, предусмотренный частью 5 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (т.2 л.д. 200-205, т.3 л.д. 20).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 57, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", Порядком предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел РФ, утвержденным приказом МВД РФ от 09 июня 2022 года N 405, исходил из того, что жилые помещения предоставляются очередникам проходившим службу в органах внутренних дел по договору социального найма в порядке очередности, истец стоит в списке очередников под N 33, фактически истцом поставлен вопрос о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, между тем, законных оснований для изменения очереди истца на получение жилого помещения не приведено.
При этом указал, что доводы о незаконном уменьшении площади жилого помещения на которую претендует истец, не подлежат проверке, поскольку требований к Центральной жилищно-бытовой комиссии управления МВД РФ по Тюменской области об оспаривании её решения от 05 марта 2019 года не заявлено, как и не заявлено требований о возложении обязанностей устранить данные нарушения путем увеличения площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу по договору социального найма.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком нарушено право истца на обеспечение жилым помещением, со ссылкой на то, что является пенсионером МВД, состоящим длительное время на соответствующем жилищном учете и имеющим право на предоставление жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовано, основанием для отмены судебных актов не являются.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД РФ от 09 июня 2022 г. года N 405. Жилые помещения предоставляются очередникам в том числе проходившим службу в подразделениях МВД России по договору социального найма в соответствии с п. 3 Порядка, территориальными подразделениями, в порядке очередности.
Пунктом 15 данного Порядка установлено, что очередник снимается с учета по решению жилищно-бытовой комиссии по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которой предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
На момент рассмотрения дела по существу в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данным Законом урегулированы, в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудники органов внутренних дел и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, до 01 марта 2005 г, и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на получение жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Указанным в части 1 данной статьи лицам по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата (часть 2).
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явилось необоснованно длительное необеспечение истца и членов его семьи жилым помещением по договору социального найма, учитывая, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истца состоит с 1991 г. Истец проинформирован о том, что ему может быть предоставлена единовременная социальная выплата на приобретение жилья.
С учетом приведенных норм права, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что нормативного срока предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма положениями действующего законодательства, за исключением права на внеочередное предоставление жилья, не определено.
Как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего спора истец состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по УМВД России по Тюменской области под N 33, при этом оснований обеспечения истца жилым помещением во внеочередном порядке либо изменения очередности не установлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Вопреки доводам жалобы о длительном периоде не предоставления жилого помещения, суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие правовых оснований для внеочередного представления истцу жилого помещения.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мартышкина Сергея Иосифовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.