Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Пашкульской Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2940/2023 по иску Тарасовой Людмилы Михайловны к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности, по кассационной жалобе Тарасовой Людмилы Михайловны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тарасова Л.М. обратилась в суд с иском к администрации города Перми о возложении обязанности включить в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, достигших возраста 23 лет.
В обоснование заявленных требований указала, что являлась лицом из числа детей-сирот, поскольку ее мать "данные изъяты" и отец "данные изъяты" умерли в 1982 году. В возрасте пяти лет она осталась сиротой, опеку над ней взяла тетя "данные изъяты". До совершеннолетия она проживала у опекуна в д. Богрово Кудымкарского района. С 2003 по 2013 годы проживала и зарегистрирована у сожителя "данные изъяты". С 2013 года проживает в г.Перми на основании договора найма, заключенного с "данные изъяты". Своего жилья не имеет. Полагает, что опекуном ненадлежащим образом выполнены обязанности по включению ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку жилого помещения за ней не закреплено. Сама она не знала о праве на дополнительные гарантии по обеспечению жильем. О данном праве узнала недавно. 09 февраля 2023 г. получила письменный отказ Управления жилищных отношений администрации г. Перми в удовлетворении требований о включении ее в список по обеспечению жильем как лица из числа детей-сирот, достигшего возраста 23 лет.
Определением суда от 19 июня 2023 г. к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Управление жилищных отношений администрации г. Перми, администрация г. Перми исключена из числа ответчиков, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица (л.д.48).
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Министерство социального развития Пермского края относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что Тарасова Л.М, "данные изъяты" 1977 года рождения, относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители умерли, в возрасте пяти лет истец осталась сиротой. Решением Исполнительного комитета Кудымкарского районного Совета народных депутатов от 17 февраля 1983 г. над несовершеннолетней Тарасовой Л.М. установлена опека, опекуном назначена ее тетя "данные изъяты" (л.д. 12). До совершеннолетия Тарасова Л.М. проживала у опекуна "данные изъяты". С 2003-2013, как указывает истец, она проживала у гражданского мужа "данные изъяты"
Согласно адресной справке УВМ ГУМВД России по Пермскому краю, истец с 09 декабря 2003 г. зарегистрирована по адресу: "данные изъяты" (л.д. 30). Собственником указанного жилого помещения является "данные изъяты"
В настоящее время истец на основании договора найма жилого помещения, заключенного с "данные изъяты" проживает в г. Перми по адресу: "данные изъяты" (л.д. 9).
Решением Дзержинского районного суда г. Перми от 20 февраля 2023 года по делу N 2-987/2023 установлен факт постоянного проживания Тарасовой Л.М. на территории г. Перми с 18 февраля 2014 года по настоящее время (л.д. 10-11).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, жилых помещений на праве собственности за истцом не зарегистрировано (л.д. 33).
Тарасова Л.М. 10 ноября 2022 года обратилась в Управление жилищных отношений администрации города Перми с заявлением о включении в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставив необходимые документы.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми N 201 от 08 февраля 2023 года истцу отказано во включении в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, ввиду отсутствия у Тарасовой Л.М. права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения (л.д. 18).
Основанием для вынесения начальником Управления жилищных отношений администрации города Перми распоряжения об отказе является достижение истцом предельного возраста для обращения с соответствующим заявлением.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Тарасовой Л.М, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Законом Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что Тарасова Л.М. впервые обратилась с заявлением о включении ее список детей-сирот для предоставления жилого помещения в возрасте 46 лет, на момент обращения (2022 год) истец не относится к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с указанным Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, также указал, что включение в список лиц по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в целях обеспечения жильем, носит заявительный характер, данное право может быть реализовано до достижения 23 лет, истец достигла возраста 23 лет, ранее 23 лет не заявляла о реализации жилищных прав, при этом объективных препятствий для своевременного обращения с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жильем по названной категории не имелось.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о наличии уважительных причин для восстановления срока обращения с заявлением о постановке на соответствующий учет по обеспечению жильем, поскольку опекун и орган опеки и попечительства ненадлежащим образом исполнили обязанность по защите прав заявителя, а также на то, что о наличии права на дополнительные гарантии по обеспечению жильем как лицо, из числа детей-сирот, не знала, основанием для отмены судебных актов не являются.
При разрешении настоящего спора, следует руководствоваться не только нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, но и положениями Жилищного кодекса РСФСР.
Так, пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 1 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Под "лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на 1997 год) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лица, достигшие возраста 18 лет, должны были самостоятельно подать соответствующее письменное заявление.
Действие иных дополнительных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ: на образование (статья 6), на медицинское обеспечение (статья 7), на труд и социальную защиту от безработицы (статья 9), на бесплатную юридическую помощь (статья 10), имеет ограничение по возрасту лица.
Анализ указанных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод, что по общему правилу дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке и иными мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 18 лет, должны самостоятельно обратиться с заявлениями о получении соответствующих мер социальной поддержки.
Аналогично, Жилищный кодекс РСФСР предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 октября 2010 года N 1281-0-0, такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Как правомерно указал суд, по смыслу закона, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд обоснованно исходил из того, что с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями истец Тарасова Л.М. до достижения возраста 23 лет (до 28 января 2000 года) не обращалась, обратилась лишь в 2022 году в возрасте 46 лет, доказательств обращений истца до 23 лет не имеется.
Предоставление жилого помещения лицам старше 23-летнего возраста, которые ранее относились к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, возможно только при наличии уважительных причин, которые свидетельствовали бы о невозможности своевременной реализации данного права, либо о наличии препятствий для реализации данного права.
Проанализировав действия истца, учитывая, что возраста 18 лет истец достигла 28 января 1995 года, до возраста 23 лет (до 28 января 2000 года.) имела возможность обратиться за реализацией права на обеспечение жильем, обстоятельства, объективно не позволявшие до достижения возраста 23 лет обратиться с соответствующим заявлением в компетентные органы, не установлены, у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Тарасовой Л.М.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что причины позднего обращения в компетентные органы такие как невыполнение органом опеки и попечительства своих функций по защите прав истца, нельзя признать уважительными, поскольку по достижению совершеннолетнего возраста и до 23 лет истец имела возможность самостоятельно пользоваться правами и обязанностями.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тарасовой Людмилы Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.