Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2989/2023 по иску Баранова Александра Ивановича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии по выслуге лет, возложении обязанности включить в трудовой стаж период обучения, назначить пенсию по выслуге лет, по кассационной жалобе Баранова Александра Ивановича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения истца Баранова А.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Баранов А.И. обратился с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области), в котором, уточнив заявленные требования, просил отменить решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, возложить обязанность назначить пенсию по выслуге лет с 22 марта 2022 г.(л.д. 4-5, 13-14А, 86).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 22 марта 2018 г..обратился в ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предоставив необходимые документы. В назначении пенсии ему было отказано по тому основанию, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, уволенные со службы до достижения предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) в органах принудительного исполнения наказания. Считал данный отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку проходил службу с 25 июля 1978 г..в Южно-Уральском управлении транспортной милиции на основании приказа от 25 июля 1978 г..N 50 л/с и уволен 1 июля 1992 г..из органов внутренних дел Южно-Уральского управления внутренних дел на транспорте на основании приказа N 29 л/с от 30 июля 1992 г..На момент увольнения стаж работы в органах внутренних дел в календарном исчислении составил 16 лет 02 месяца 17 дней, общий трудовой стаж - 23 года 00 месяцев 24 дня.
На момент увольнения ему было разъяснено, что необходимо обратиться за назначением пенсии при достижении возраста 45 лет, так как необходимый трудовой стаж на июль 1992 г..составлял более 12 лет, а именно 16 лет 02 месяца 17 дней. В настоящее время возраст достигнут, однако в назначении пенсии отказали, сославшись на то, что этот возраст должен был быть на момент увольнения. Кроме того, ответчик исключил из его трудового стажа время учебы в ГПТУ N 5 и рабфаке ЧПИ.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 20 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 г, исковые требования Баранова А.И. оставлены без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, истец Баранов А.И, 29 января 1950 г. рождения, проходил службу в Южно-Уральском линейном управлении МВД России на транспорте с 25 июля 1978 г. по 1 июля 1992 г. на основании приказа N 50 л/с.
1 июля 1992 г. истец уволен со службы в органах внутренних дел по статье 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (по собственному желанию) в возрасте 42 лет.
На момент увольнения стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 1 июля 1992 г. составлял 13 лет 11 месяцев и 06 дней.
Из послужного списка Баранова А.И. следует, что периоды учебы не включены в выслугу лет.
Выслуга лет на момент увольнения в календарном исчислении составила 16 лет 02 месяца 17 дней, общий трудовой стаж 23 года 00 месяцев 24 дня.
В период с 1 сентября 1966 г. по 29 апреля 1968 г. истец проходил обучение в Уральском электромеханическом институту инженеров железнодорожного транспорта, что подтверждается аттестатом, а также диплом о полученном образовании.
Как следует из трудовой книжки истца, 29 сентября 1972 г. он был зачислен студентом подготовительного отделения Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта.
1 сентября 1973 г. Баранов А.И. зачислен студентом первого курса того же института. 29 сентября 1973 г. переведен на вечернее отделение института.
В 1981 г. Баранов А.И. получил диплом о высшем образовании.
С 29 января 2010 г. истцу установлена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которую он получает по настоящее время.
В страховой стаж истца включен период обучения с 1 сентября по 29 сентября 1973 г. (л.д.127-130).
18 июля 2022 г. Баранову А.И. начальником Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте дан ответ, что правовых оснований для назначения ему пенсии по линии МВД России у него нет, аналогичный ответ был дан истцу 12 апреля 2022 г.
28 июня 2022 г. ГУ МВД России по Челябинской области материалы для назначения пенсии по линии МВД России Баранову А.И. были возвращены со ссылкой на положения пункта "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с тем, что правовых оснований для назначения указанной пенсии Баранову А.И. нет.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 13, 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", исходил из того, что необходимые условия для назначения пенсии Баранову А.И. в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не соблюдены, поскольку основанием к увольнению истца из органов внутренних дел послужило собственное желание последнего, а не достижение им предельного возраста нахождения на службе, болезнь, сокращение штатов или ограниченное состояние здоровья, кроме того, возраст истца на день увольнения составлял 42 года, общий трудовой стаж составлял менее 25 календарных лет, необходимые условия для назначения пенсии Баранову А.И. по смешанному стажу соблюдены не были, соответственно оснований для назначения пенсии истцу у ответчика не имелось.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в выслугу лет периода обучения, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, исходил из того, что в выслугу лет включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего профессионального образования при условии завершения освоения данных образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Баранов А.И. получил диплом о высшем образовании N768049ЖВ в 1981 г, то есть образование им получено в ходе прохождения службы в Южно-Уральском линейном управлении МВД России на транспорте, в связи с чем оснований для зачета указанного периода обучения в выслугу лет не имеется.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции, приобщив к материалам дела в качестве новых доказательств аттестат, подтверждающий обучение Баранова А.И. в Городском профессиональном училище N 5 г. Челябинска в период с 1 сентября 1966 г. по 29 апреля 1968 г, а также диплом, подтверждающий его обучение в Уральском электромеханическом институту инженеров железнодорожного транспорта, подтверждающий его период обучения с 1975 г. по 1981 г, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметил, что сам по себе факт включения периода обучения в выслугу лет не влечет безусловного права на назначение пенсии по указанному истцом основанию, поскольку для назначения пенсии должна быть совокупность условий, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Однако у заявителя совокупность таких условий отсутствует, даже при условии включения спорных периодов обучения в выслугу лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд первой инстанции не руководствовался положениями Закона СССР от 28 апреля 1990 г. N 1468-1 "О пенсионном обеспечении военнослужащих", суд апелляционной инстанции указал, что у истца отсутствуют основания для назначения ему пенсии по выслуге лет по смешанному типу, как по положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, так и по положениям Закона СССР от 28 апреля 1990 г. N 1468-1.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
В соответствии с положениями статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в редакции, действовавшей на момент обращения Баранова А.И. с заявлением к ответчику о назначении пенсии, право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеют сотрудники органов внутренних дел при одновременном наличии следующих условий:
- уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, - имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Баранов А.И. уволен со службы в органах внутренних дел в возрасте 42 лет по собственному желанию, то есть не по основаниям, предусмотренным в указанном пункте (по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Несоблюдение данных условий само по себе свидетельствует об отсутствии у истца права на пенсию по выслуге лет по данному основанию, независимо от продолжительности имеющегося у истца общего трудового стажа и продолжительности выслуги лет.
В соответствии с действовавшим на момент увольнения истца законодательством, а именно Законом СССР от 28 апреля 1990 г. "О пенсионном обеспечении военнослужащих" предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе или на службе в органах внутренних дел 20 лет и более;
б) лица офицерского состава и лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, уволенные со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья и достигшие на день увольнения 50-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел (статья 13).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Законом СССР от 28 апреля 1990 г. "О пенсионном обеспечении военнослужащих" имеют сотрудники органов внутренних дел при одновременном наличии следующих условий:
- уволенные со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, - достигшие на день увольнения 50-летнего возраста, - имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел.
Основание увольнения истца и его возраст на дату увольнения также не давали истцу права на назначение пенсии по выслуге лет по указанному основанию независимо от продолжительности имеющегося у него общего трудового стажа и продолжительности выслуги лет.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, включение спорных периодов учебы в выслугу лет, так же как и в общий трудовой стаж истца (в размере не более двух с половиной лет), не повлечет возникновение у истца права на назначение пенсии по выслуге лет.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, о наличии оснований для удовлетворения иска повторяют правовую позицию истца в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены судебных актов, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования необоснованными и отклонили доводы его апелляционной жалобы, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Баранова Александра Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.