Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-186/2023 по иску Щербатых Сергея Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить пенсию, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Щербатых С.И. обратился с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР), в котором просил отменить решение N 53832/22 от 2 марта 2022 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которым не были включены в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, периоды работы: с 4 мая 1984 г. по 6 июня 1986 г. (2 года 1 месяц 2 дня) - служба в армии; с 23 июля 1986 г. по 1 октября 1988 г. (2 года 2 месяца 9 дней (страховой стаж) - водитель 3 класса в автобазе N 6 объединения "Ростовуголь"; с 17 ноября 1988 г. по 9 июля 1990 г. (1 год 7 месяцев 23 дня (страховой стаж) - водитель ШМУ N 8 комбината "Ростовшахтастрой"; с 25 июля 1990 г. по 20 июля 1995 г. (4 года 11 месяцев 26 дней (страховой стаж) - водитель в автобазе N 6 АО "Ростовуголь"; с 10 ноября 1995 г. по 29 января 1996 г. (2 месяца 20 дней (страховой стаж) - дежурный слесарь сантехник 3 разряда парокотельной в Шахтинском машиностроительном заводе; с 27 февраля 1997 г. по 31 декабря 1998 г. (1 год 10 месяцев 05 дней (МКС) - водитель 3 класса в автобазе N 4 АООТ "Приобьтрубопроводстрой"; с 23 мая 2009 г. по 29 июня 2009 г. (1 месяц 6 дней (МКС) - водитель автомобиля 6 категории в ЗАО "Монтажное управление N 5", возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочную пенсию и назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 8 марта 2022 г. (т. 1 л.д. 9-12).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 2 марта 2022 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. С решением не согласен, считал, что ответчиком без оснований не включены спорные периоды в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку они подтверждены записями в трудовой книжке, справками, уточняющими особый характер или условия труда.
С 1 января 2023 г. Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР), о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Решением Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 февраля 2023 г. в удовлетворении исковых требований Щербатых С.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2023 г. указанное решение отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Щербатых С.И. удовлетворены частично. Решение ОСФР от 2 марта 2022 г. N 53832/22 признано незаконным в части невключения в стаж Щербатых С.И, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы с 30 мая 1984 г. по 6 июня 1986 г. (страховой стаж), с 23 июля 1986 г. по 1 октября 1988 г. (страховой стаж), с 17 ноября 1988 г. по 9 июля 1990 г. (страховой стаж), с 25 июля 1990 г. по 20 июля 1995 г. (страховой стаж), с 10 ноября 1995 г. по 29 января 1996 г. (страховой стаж), с 27 февраля 1997 г. по 31 декабря 1998 г. (страховой стаж и стаж МКС), с 26 мая 2009 г. по 29 июня 2009 г. (страховой стаж и стаж МКС). На ОСФР возложена обязанность включить в стаж Щербатых С.И. вышеуказанные периоды работы и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 8 мая 2022 г.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части, которой удовлетворены исковые требования Щербатых С.И, по мотивам незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований в данной части.
От Щербатых С.И. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых истец просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, 24 февраля 2022 г. истец Щербатых С.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В заявлении просил назначить страховую пенсию по старости, установить федеральную социальную доплату к пенсии, указал, что не работает, проходил военную службу по призыву в период с 4 мая 1984 г. по 1 июня 1986 г.; согласен с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениями индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке. К заявлению какие-либо документы не приложены.
Решением ОПФР N 538332/22 от 2 марта 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно данным, имеющимся в распоряжении ответчика, страховой стаж истца на дату подачи заявления составил 22 года 03 месяца 12 дней (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П - 23 года 07 месяцев 27 дней), стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 16 лет 04 месяца 08 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 14 лет 06 месяцев 29 дней, при требуемом в возрасте истца 54 года 11 месяцев страховом стаже не менее 25 лет, стаже работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет.
При этом в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии ответчиком не были засчитаны периоды работы истца: с 4 мая 1984 г. по 6 июня 1986 г. - служба в армии; с 23 июля 1986 г. по 1 октября 1988 г. (страховой стаж) - водитель 3 кл. в автобазе N 6 объединения "Ростовуголь"; с 17 ноября 1988 г. по 9 июля 1990 г. (страховой стаж) - водитель ШМУ N 8 комбината "Ростовшахтастрой"; с 25 июля 1990 г. по 20 июля 1995 г. (страховой стаж) - водитель в автобазе N 6 АО "Ростовуголь"; с 10 ноября 1995 г. по 29 января 1996 г. (страховой стаж) - дежурный слесарь сантехник 3 разряда парокотельной в Шахтинском машиностроительном заводе; с 27 февраля 1997 г. по 31 декабря 1998 г. (МКС) - водитель 3 класса в автобазе N 4 АООТ "Приобьтрубопроводстрой", поскольку не отражены в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица, период с 23 мая 2009 г. по 29 июня 2009 г. (МКС) - водитель автомобиля 6 категории в ЗАО "Монтажное управление N 5", поскольку согласно данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица истец в этот период находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Дополнительно сообщено, что в целях обеспечения полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованного лица, истцу необходимо обратиться в отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц для проведения заблаговременной работы.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 14, 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что к ответчику истец обратился с заявлением о назначении пенсии в форме электронного документа, указав, что просит назначить страховую пенсию по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке, о чем поставил соответствующую отметку в пункте "п" раздела 3 заявления о назначении пенсии, какие-либо документы при обращении не представлял, правом обращения в Пенсионный фонд с предоставлением документов, подтверждающих стаж, не воспользовался, пенсионный орган принял решение по имеющимся у него сведениям.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 8, 21, 22, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктами 3 и 4 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, пунктами 19, 20, 23 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п, исходил из недоказанности ответчиком того, что принимая решение об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого стажа по данным сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ответчик разъяснил истцу необходимость предоставления дополнительных документов для подтверждения права на страховую пенсию, в случае если представленных им документов недостаточно, оказал ему содействие путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных государственных и муниципальных учреждений.
При этом суд апелляционной инстанции также учел, что 24 августа 2020 г. истец уже обращался к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением от 28 августа 2020 г. ему в этом было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, в решении указан стаж, учтенный при его вынесении, при этом спорные периоды отсутствуют, однако доказательств того, что истец в 2020 г. был уведомлен о необходимости предоставления каких-либо дополнительных документов, необходимых для назначения досрочной пенсии, ответчиком не представлено.
Удовлетворяя исковые требования в части признания незаконным решения N 53832/22 от 2 марта 2022 г. о не включении в стаж Щербатых С.И, дающий право на досрочную пенсию, периодов с 30 мая 1984 г. по 6 июня 1986 г. (страховой стаж), с 23 июля 1986 г. по 1 октября 1988 г. (страховой стаж), с 17 ноября 1988 г. по 9 июля 1990 г. (страховой стаж), с 25 июля 1990 г. по 20 июля 1995 г. (страховой стаж) с 10 ноября 1995 г. по 29 января 1996 г. (страховой стаж) с 27 февраля 1997 г. по 31 декабря 1998 г. (страховой стаж и стаж МКС), с 26 мая 2009 г. по 29 июня 2009 г. (страховой стаж и стаж МКС), включении в стаж Щербатых С.И. данных периодов и назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 8 мая 2022 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что период службы в армии с 4 мая 1984 г. по 6 июня 1986 г. подтверждается записью в трудовой книжке и военным билетом, частично совпадает с периодом работы в Центральной механической мастерской УРС "Ростовуголь" (с 12 декабря 1983 г. по 29 мая 1984 г.), который включен в страховой стаж, периоды работы с 23 июля 1986 г. по 1 октября 1988 г, с 17 ноября 1988 г. по 9 июля 1990 г, с 25 июля 1990 г. по 20 июля 1995 г, с 10 ноября 1995 г. по 29 января 1996 г. подтверждены записями в трудовой книжке, оформленными надлежащим образом, период работы с 27 февраля 1997 г. по 31 декабря 1998 г. подтвержден записью в трудовой книжке и справкой работодателя АО "ПРИОБТРУБОПРОВОДСТРОЙ", подтверждающей работу истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Период работы истца с 23 мая 2009 г. по 29 июня 2009 г. водителем автомобиля 6 категории в ЗАО "Монтажное управление N 5" приходится на период работы Щербатых С.И. после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и не учтен ответчиком, поскольку согласно данным, отраженным в выписке из индивидуального лицевого счета, истец 1 месяц 7 дней находился в отпуске без сохранения заработной платы, при этом конкретный период в выписке не указан, а из справки работодателя следует, что истец работал в ЗАО "Монтажное управление N 5" с 14 апреля 2006 г. по 29 июня 2009 г. на условиях полного рабочего дня, в отпуске без сохранения заработной платы находился с 3 мая 2009 г. по 8 мая 2009 г. и с 14 мая 2009 г. по 24 мая 2009 г. (л.д. 19 т.1), то есть неучтенный период частично совпадает с периодом нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы.
Учитывая указанные периоды, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у истца права выхода на пенсию по достижению возраста 56 лет 6 месяцев, то есть с 8 марта 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев дело в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что для назначения страховой пенсии по старости гражданину необходимо обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением, при этом к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право на страховую пенсию. Указывает, что истцом должны были быть представлены документы о трудовой деятельности за периоды, не отраженные в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. По мнению заявителя, при определении права Щербатых С.А. на страховую пенсию в страховой стаж включены все периоды работы, отраженные в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Сведениями о наличии у истца каких-либо периодов работы, не отраженных в индивидуальном лицевом счете, ответчик не располагал. Решение о не включении в стаж Щербатых С.И, дающий право на досрочную пенсию, периодов с 30 мая 1984 г..по 6 июня 1986 г..(страховой стаж), с 23 июля 1986 г..по 1 октября 1988 г..(страховой стаж), с 17 ноября 1988 г..по 9 июля 1990 г..(страховой стаж), с 25 июля 1990 г..по 20 июля 1995 г..(страховой стаж) с 10 ноября 1995 г..по 29 января 1996 г..(страховой стаж) с 27 февраля 1997 г..по 31 декабря 1998 г..(страховой стаж и стаж МКС), с 26 мая 2009 г..по 29 июня 2009 г..(страховой стаж и стаж МКС) ответчиком не принималось. Сведения об указанных периодах работы в индивидуальном лицевом счете Щербатых С.И. отсутствуют, документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами относительно указанных периодов, не предоставлялось. Единственным имеющимся в распоряжении ответчика документом, свидетельствующим об осуществлении Щербатых С.И. в данные периоды трудовой деятельности, является оспариваемое апелляционное определение.
Считает, что Щербатых С.И. обратился за назначением страховой пенсии по старости с нарушением установленного порядка, документы необходимые для подтверждения права на страховую пенсию не предоставил, в назначении страховой пенсии досрочно Щербатых С.И. отказано обоснованно.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными, основанием к отмене апелляционного определения не являются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Порядок и условия назначения страховой пенсии по старости регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этого Федерального закона.
Согласно частям 1, 2 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 гю N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу части 8 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Согласно части 8.1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 данной статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.
Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н и действовали в редакции на дату подачи истцом заявления (далее - Правила).
Пунктами 3, 4 Правил предусмотрено, что граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени. Заявление об установлении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
В соответствии с пунктами 19, 20 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п, (далее - Административный регламент) для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина; документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 22 - 38, 40 - 42, 48 Административного регламента. Формы заявлений предусмотрены приложениями N 1 - 2 к Административному регламенту.
В силу пункта 23 Административного регламента граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктом 22 Административного регламента, с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является: неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия); неподтверждение полномочий представителя заявителя; непредставление всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, при обращении с заявлением о назначении другой пенсии (переводе с одной пенсии на другую) за переводом с одной пенсии на другую, с заявлением о перерасчете размера пенсии, за исключением случая, указанного в абзаце третьем пункта 85 Административного регламента. Отказ в приеме заявления в иных случаях не допускается (пункт 64 Административного регламента).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 этой статьи, статьей 25.1 данного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 9 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Из приведенных нормативных положений пенсионного законодательства следует, что граждане могут обращаться с заявлениями о назначении пенсии в пенсионный орган лично или через представителя по доверенности и предоставляют документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости. Если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, пенсионный орган оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, либо дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Установив, что ответчиком не представлено суду доказательств выполнения возложенных на него обязанностей по истребованию необходимых для оценки пенсионных прав истца сведений и документов, разъяснению истцу необходимости представить такие документы в 2020 г. и в 2022 гг, оценив представленные истцом в материалы гражданского дела трудовую книжку, справки работодателей, а также сведения индивидуального лицевого счета, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Щербатых С.И.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку истец не представил в пенсионный орган все имеющиеся у него документы по причине неразъяснения ему такой обязанности пенсионным органом.
В отношении периода работы с 23 мая 2009 г. по 29 июня 2009 г. водителем автомобиля 6 категории в ЗАО "Монтажное управление N 5", который приходится на период после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (зарегистрирован 1 февраля 1999 г.) и не учтен ответчиком со ссылкой на то, что по данным, отраженным в выписке из индивидуального лицевого счета, истец 1 месяц 7 дней находился в отпуске без сохранения заработной платы, судебная коллегия также полагает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета данный работодатель подтвердил работу истца с кодом МКС с 1 января по 29 июня 2009 г. (л.д. 90 т.1), а период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы конкретизирован работодателем в справке от 10 сентября 2009 г. N 1866, подписанной директором и главным бухгалтером предприятия (л.д. 18 т.1), данные дни суд апелляционной инстанции исключил из страхового и специального стажа.
Доводы кассационной жалобы ответчика о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятое по делу определение суда апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.