Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1311/2023 по иску Ковалишиной Галины Геннадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об установлении наличия необходимого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Ковалишиной Галины Геннадьевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ковалишина Г.Г. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту - ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) о признании незаконным отказа в назначении пенсии, установлении наличия необходимого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента, назначении страховой пенсии по старости с 10 февраля 2022 года.
В обоснование заявленных требований Ковалишина Г.Г. сослалась на то, что 10 февраля 2022 года обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 01 сентября 2022 года пенсионный орган отказал в установлении пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. С данным решением она не согласна.
Представитель ответчика ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление указал на то, что для выхода на пенсию Ковалишиной Г.Г. на момент обращения за страховой пенсией необходимо иметь возраст не менее 55 лет 6 месяцев, страховой стаж не менее 11 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18, 6, поскольку страховой стаж на территории Российской Федерации у Ковалишиной Г.Г. после 01 января 2015 года отсутствует, размер индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 10 февраля 2022 года с учетом дополнительно предоставленных справок о стаже и заработной плате составляет 14, 922, в связи с чем у нее отсутствуют основания для назначения страховой пенсии по старости.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 сентября 2023 года, Ковалишиной Г.Г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Ковалишина Г.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что в настоящее время ни российское законодательство, ни Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года не содержат положений по определению величины индивидуального пенсионного коэффициента за иностранный стаж с целью определения права на пенсию; определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за стаж, приобретенный на территории государств - членов Евразийского экономического союза, возможно только за стаж, приобретенный с 01 января 2021 года; с 01 января 2015 года право выхода на пенсию в соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у нее возникло в 2020 году, при наличии 11 лет страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять в 2020 году 18, 6; при вынесении решения суд не учел то, что в настоящее время Ковалишина Г.Г. является гражданкой Российской Федерации; правильно придя к выводу о наличии у нее страхового стажа для назначения пенсия, суд неверно установилу нее отсутствие величины индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку трудовой стаж начался с 1983 года, который подлежит учету, так как проходил в Казахской ССР.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает решение и апелляционное определение подлежащими отмене ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 10 февраля 2022 года Ковалишина Г.Г, "данные изъяты", являющаяся гражданкой "данные изъяты" и имеющая вид на жительства в Российской Федерации с 08 декабря 2021 года, обратилась с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 24 февраля 2022 года Ковалишиной Г.Г. отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа 11 лет. Стаж Ковалишиной Г.Г. на дату подачи заявления по расчетам пенсионного фонда составил 07 лет 10 месяцев 27 "данные изъяты" с учетом периода ухода за ребенком до достижения им полутора лет.
После поступления запрошенных пенсионным органом документов 11 мая 2022 года было принято решение об отказе в назначении Ковалишиной Г.Г. страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у нее необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. С учетом стажа работы истца в Республики Казахстан продолжительность ее страхового стажа определена - 29 лет 5 месяцев 20 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 14, 922, при требуемой величине 18, 6. При расчете индивидуального пенсионного коэффициента ответчиком учтен стаж истца продолжительностью 06 лет 06 месяцев 23 дня (с 10 августа 1982 года по 06 июля 1988 года 05 (05 лет 10 месяцев 27 дней), с 29 ноября 1990 года по 12 марта 1992 года (01 год 03 месяца 14 дней)), то есть стаж, имевший место до 13 марта 1992 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, исходил из того, что действующее законодательство Российской Федерации, а также международные соглашения не содержат положений по определению величины индивидуального пенсионного коэффициента на основании стажа приобретенного на территории иностранного государства, а страховой стаж истца на территории Российской Федерации после 01 января 2015 года отсутствует, соответственно индивидуальный пенсионный коэффициент равен 0, приведя вышеуказанные расчёты, пришёл к выводу о том, что величина индивидуального пенсионного коэффициента Ковалишиной Г.Г. по состоянию на 10 февраля 2022 года с учетом дополнительно представленных справок о стаже и заработной плате составляет 14, 922 при необходимой 18, 6, что недостаточно для назначения пенсия по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что расчёт величины индивидуального пенсионного коэффициента истцом не опровергнут, своего расчёта Ковалишина Г.Г. не предоставила, указанный расчёт проверен признаётся правильным и соответствующим формуле, установленной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 1373-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону) (часть 1); страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2); страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3).
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 настоящего Федерального закона, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 01 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону (статья 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона N400-ФЗ, то есть при достижении необходимого возраста в 2020 году для выхода на пенсию необходимо иметь 11 лет страхового стажа.
С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - на день установления этой страховой пенсии.
При достижении необходимого возраста в 2020 году для выхода на пенсию необходимо иметь индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 18, 6.
Для назначения пенсии по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу требуется наличие одновременно следующих условий: страховой стаж - 11 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 18, 6.
Согласно части 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
С учетом положений частей 10, 11 статьи 15 указанного Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года зависит от продолжительности страхового стажа.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01 января 2023 года - в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) (часть 1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Как установлено судами, Кавалишина Г.Г. получила вид на жительство в Российской Федерации 08 декабря 2021 года, с заявлением о назначении пенсии обратилась 10 февраля 2022 года.
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, подписанного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, подписанное, в том числе Республикой Казахстан.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 указанного Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.
В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
В соответствии с пунктом 3 указанного Соглашения в Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик.
В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с настоящим Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии (пункт 5 статьи 7 Соглашения).
В силу положений статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, подписанного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В статье 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до его распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что для определения права граждан, прибывших в Российской Федерации из Республики Казахстан, на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учитывает стаж, имевший место по 12 марта 1992 года, при недостаточности данного стажа для назначения пенсии может быть учтен стаж работы, приобретенный на территории Республики Казахстан, в соответствии с законодательством государств-членов Соглашения от 20 декабря 2019 года. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного по 12 марта 1992 года, в случае, если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территории Республики Казахстан. Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с настоящим Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии, то есть на территории Российской Федерации.
Судами установлено, что продолжительность страхового стажа Ковалишиной Г.Г. пенсионным органом (29 лет 05 месяцев 20 дней) определена с учетом стажа, имевшего место по 12 марта 1992 года, а также стажа, имевшего место на территории Республики Казахстан, то есть в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Соглашения от 20 декабря 2019 года.
Однако, величина индивидуального пенсионного коэффициента истца была определена с учетом стажа, имевшего место до 13 марта 1992 года, то есть без учета положений пункта 3 Соглашения от 20 декабря 2019 года; вопрос о наличии у Ковалишиной Г.Г. условия, предусмотренного пунктом 5 Соглашения от 20 декабря 2019 года, не разрешался. Между тем данные обстоятельства имеют значения для рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 148, 152, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, является обязанностью суда.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Исходя из изложенного, решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 сентября 2023 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для рассмотрения для дела обстоятельства, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 сентября 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.