Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Ложкарёвой О.А, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3538/2023 по иску Степановой Светланы Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, произвести выплаты недополученных сумм, по кассационной жалобе Степановой Светланы Ивановны на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения истца Степановой Т.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Сениной Т.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Степанова С.И. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии по старости с 01 февраля 2003 с учетом продолжительности общего трудового стажа по состоянию на 01 января 2002 года - 32 года 28 дней, произвести выплату неполученных по его вине сумм пенсии за прошедшее время с 01 февраля 2003 года по 31 октября 2022 года.
В обоснование заявленных требований Степанова С.И. сослалась на то, что с 14 августа 1994 года ей установлена пенсия по старости в соответствии с действовавшим до 01 января 2002 года Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с 01 января 2002 года в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Размер страховой пенсии по старости исчислен с учетом общего трудового стажа работы по состоянию на 01 января 2002 года продолжительностью 30 лет 09 месяцев 26 дней. Стажевый коэффициент определен в размере 70%. Согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 21 сентября 2022 года ее общий трудовой стаж учтен по 22 октября 1999 года, между тем по сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица она осуществляла трудовую деятельность с 01 июля 2000 года по 30 августа 2000 года в ГБОУ начального профессионального образования "Профессиональное училище N 2 г..Челябинска", с 29 октября 2000 года по 30 ноября 2000 года, со 02 января 2001 года по 03 февраля 2004 в ООО "Предприятие по энергосбережению и благоустройству". Пенсионным органом периоды работы с 01 июля 2000 года по 30 августа 2000 года продолжительностью 2 месяца, с 29 октября 2000 года по 30 ноября 2000 года продолжительностью 1 месяц 1 день, с 02 января 2001 года по 31 декабря 2001 года продолжительностью 11 месяцев 29 дней не включены в ее общий трудовой стаж, что повлияло на определение величины стажевого коэффициента и, соответственно, на размер ее пенсии. Спорные периоды приходятся на периоды работы после ее регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования - 01 сентября 1997 года.
Общая продолжительность трудового стажа по состоянию на 01 января 2002 года с учётом спорных периодов составляет 32 года 28 дней, стажевый коэффициент в таком случае для исчисления расчетного размера пенсии составит 72 %, что повлечет увеличение размера пенсии. 05 октября 2022 года она обратилась через многофункциональный центр с заявлением о перерасчете размера пенсии. По результатам рассмотрения заявления ОСФР по Челябинской области включил спорные периоды работы и произвел перерасчёт размера пенсии, но только с 01 ноября 2022 года, с чем она не согласна.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в суде первой инстанции исковые требования не признал, сославшись на то, что с 01 ноября 2022 года Степановой С.И. произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости, в страховой стаж включены периоды работы с 01 июля 2000 года по 30 августа 2000 года, с 29 октября 2000 года по 30 ноября 2000 года, с 02 января 2001 года по 31 декабря 2001 года на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица; период работы с 01 июля 2000 года по 30 августа 2000 года не влияет на размер пенсии; до 05 октября 2022 года Степанова С.И. с заявлениями о перерасчет размера пенсии не обращалась.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 17 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 октября 2023 года, Степановой С.И. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Степанова С.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе истец указывает, что судами не учтено, что спорные периоды приходятся на периоды работы после ее регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования - 01 сентября 1997 года, пенсия ей назначена с 14 августа 1994 года, с 01 января 2002 года в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждались документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными органами; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального учета, однако суд не учел, что сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица находятся в распоряжении ответчика. Указывает, что, отказывая в перерасчете размера пенсии с более раннего срока, суд не принял во внимание ее обращения с заявлениями о перерасчете пенсии с 01 февраля 2003 года, с 01 апреля 2006 года и 10 июля 2007 года; судом не приняты во внимание ее письменные обращения к ответчику с вопросом о проведении проверки правильности исчисления размера пенсии, в письменных ответах о возможности увеличения размера пенсии и необходимости подачи в связи с этим заявления о перерасчете ответчиком не сообщалось.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Степановой С.И, "данные изъяты", с 14 августа 1994 года (с "данные изъяты" лет) назначена досрочная пенсия по старости в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" по месту жительства в Ленинском районе г. Челябинска (с 01 января 2002 года - досрочная трудовая пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), с 01 января 2015 года - досрочная страховая пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях")).
При назначении пенсии по состоянию на 14 августа 1994 года продолжительность общего трудового стажа Степановой С.И. составляла 26 лет 07 месяцев 23 дня с учетом периодов по уходу за детьми при требуемой продолжительности общего трудового стажа 15 лет). Продолжительность льготного стажа по Списку N 1 у истца составила 08 лет 08 дней, при требуемой продолжительности такого стажа 07 лет 06 месяцев.
После назначении пенсии Степанова С.И. продолжала трудовую деятельность, в системе обязательного пенсионного страхования была зарегистрирована 01 сентября 1997 года.
На основании заявлений о перерасчете размера пенсии с учетом стажа работы и подтверждающих документов в общий трудовой стаж засчитаны периоды работы по состоянию на 22 октября 1999 года общей продолжительностью 30 лет 09 месяцев 26 дней.
Согласно копии трудовой книжки от 20 мая 1967 года после 22 октября 1999 года внесены записи о работе истца в ГБОУ НПО "Профессиональное училище N 2" г. Челябинска с 03 июля 2000 года по 30 августа 2000 года, в ООО "Предприятие по энергоснабжению и благоустройству" с 01 января 2002 года по 03 февраля 2004 года.
23 января 2002 года Степанова Т.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением, в котором просила "отметить прием на работу с 01 января 2002 года", приложив к заявлению справку ООО "Предприятие по энергосбережению и благоустройству" о работе с 01 января 2002 года.
22 января 2003 года и 27 марта 2006 года Степановой С.И. были поданы заявления о перерасчете размера пенсии на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с учетом страховых взносов).
По заявлениям Степановой С.И. от 03 октября 2008 года и 23 августа 2017 года осуществлялась постановка на учет ее пенсионного дела в пенсионных органах Советского и Калининского районов г. Челябинска.
Ответчиком при рассмотрении заявлений Степановой С.И. о перерасчете пенсии, поданных после 01 января 2002 года (вступление в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), продолжительность стажа истца не проверялась, принималась по состоянию на 22 октября 1999 года (30 лет 09 месяцев 26 дней).
Степановой С.И. 05 октября 2022 года через МАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Челябинска" подано заявление о перерасчете размера пенсии в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года (с учетом стажа работы до 01 января 2002 года).
Перерасчет размера страховой пенсии по старости Степановой Т.И. произведен с 01 ноября 2022 года. В страховой (общий трудовой) стаж засчитаны периоды работы в ГБОУ НПО "Профессиональное училище N 2" г. Челябинска с 01 июля 2000 года по 30 августа 2000 года, в ООО "Предприятие по энергосбережению и благоустройству" с 29 октября 2000 года по 30 ноября 2000 года, с 02 января 2001 года по 31 декабря 2001 года на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 11 июля 2022 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Степановой Т.И. требований, при этом исходил из того, что нормами пенсионного законодательства на дату обращения истца в пенсионный орган 22 января 2003 года было предусмотрено, что перерасчет пенсии возможен только на основании заявления пенсионера; соответствующее заявление истца о перерасчете пенсии по страховым взносам было рассмотрено, перерасчет пенсии по данному основанию произведен. Вместе с тем, с заявлением о перерасчете пенсии по стажу Степанова С.И. обратилась только 05 октября 2022 года, и соответствующий перерасчет ей был произведен с 01 ноября 2022 года. Доказательств более раннего обращения истца с такого рода заявлением не имеется. В связи с чем, оснований для перерасчета пенсии по стажу и выплате недополученной пенсии с 01 февраля 2003 года по 31 октября 2022 года, суд первой инстанции не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Дополнительно судом апелляционной инстанции указано, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Все заявления истца о перерасчетах пенсии пенсионным органом рассмотрены в соответствии с действовавшим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пенсионный орган не проинформировал истца о возможности представления другой справки о дополнительных периодах работы, судебной коллегией отклонены, как необоснованные.
Судом апелляционной инстанции также указано, что истцом не приведены доводы, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов постановленными с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и без установления юридически значимых обстоятельств дела.
С 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем произведена оценка пенсионных прав Степановой С.И, являющейся получателем досрочной трудовой пенсия по старости в связи с осуществлением работы по Списку N 1 в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вопросы, связанные с перерасчетом пенсии, на период обращения Степановой С.И. в пенсионный фонд с заявлением от 22 января 2003 года также регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 17 указанного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 20 указанного Федерального закона, производится:
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Перерасчет пенсии с учетом уплаченных страховых взносов производится на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, согласно которому лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии по его заявлению производится перерасчет размера страховой части пенсии.
Таким образом, по общему правилу перерасчет размера назначенной гражданину трудовой пенсии производится по его заявлению.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению разъяснительной работы среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с переименованием Пенсионного фонда Российской Федерации с 01 января 2023 года аналогичная обязанность предусмотрена для Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов.
Согласно Положению об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, утвержденному распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 декабря 2022 года N 827р, Отделение проводит информационно-разъяснительную работу по пенсионной и социальной тематикам, в том числе информирует о предпринимаемых государством мерах по совершенствованию законодательства в сфере социального и пенсионного обеспечения, о порядке и способах получения государственных услуг Фонда (пункт 12.9).
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе обо всех основаниях перерасчета получаемой этим гражданином пенсии, по вопросу перерасчета которой он и обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о перерасчете пенсии должен разъяснить гражданину его права на перерасчет пенсии в части наличия всех оснований такого перерасчета.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению такого гражданина с заявлением о перерасчете пенсии по соответствующему основанию, данное лицо имеет право на выплату недополученных сумм за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Между тем, суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации к спорным отношениям не применили.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Степановой С.И. суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что перерасчет размера пенсии по стажу (с учетом включения в стаж периодов работы с 01 июля 2000 года по 30 августа 2000 года, с 29 октября 2000 года по 30 ноября 2000 года, с 02 января 2001 года по 31 декабря 2001 года), имевшему место до 01 января 2002 года, был произведен с 01 ноября 2022 года в связи с обращением истца с таким заявлением в пенсионный орган только 05 октября 2022 года; обращаясь в пенсионный орган с заявлением 22 января 2003 года, Степанова С.И. просила произвести перерасчет пенсии "с учетом страховых взносов", а не в связи с учетом в стаж указанных периодов работы. В связи с чем, суды пришли к выводу об отсутствии у пенсионного органа оснований для перерасчета размера пенсии за прошлый период - с февраля 2003 года, в связи с обращением с заявлением от 22 января 2003 года.
Однако судебные инстанции в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по данному делу, не установили юридически значимые обстоятельства дела.
Так, с учетом регистрации Степановой С.И. в системе обязательного пенсионного страхования 01 сентября 1997 года, судами не установлено, когда работодателями истца были переданы сведения о ее работе в спорные периоды времени;
дата поступления сведений о периодах работы истца на ее индивидуальный лицевой счет; имелись ли у ответчика (пенсионного органа) на момент обращения истца с заявлением от 22 января 2003 года данные, необходимые для перерасчета истцу пенсии в связи с увеличением стажа за иной период, чем учтенный при назначении ей пенсии;
выполнил ли ответчик (пенсионный орган) свою обязанность по информированию истца о ее праве на перерасчет пенсии не только с учетом страховых взносов в связи с продолжением ею работы, но и в связи с увеличением ее трудового стажа, для реализации которого истец как раз и обратилась с соответствующим заявлением, а также при ее последующих неоднократных обращениях в пенсионный орган по различным вопросам.
Таким образом, выводы суда первой инстанции сделаны без учета всех обстоятельств по делу и с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого решения по апелляционной жалобе Степановой С.И, в соответствии с положениями статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
Судебной коллегией суда апелляционной инстанции, в нарушение приведенных норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, перечисленные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения исковых требований Степановой С.И, в качестве юридически значимых также определены не были, предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции не являлись.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение требованиям статей 195 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного постановления не соответствует.
Без устранения указанных нарушений невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калининского районного суда г. Челябинска от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 октября 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.