Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Кустова А.В. и Константиновой Ю.П, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции административное дело N 3а-5680/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Гвидон" (далее - АО "Гвидон", общество) о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 10 апреля 2023 года N 556 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП" в части подпунктов 1.1-1.3, 1.5, 1.7 пункта 1 и приложений N 1-3, 5, 6, по апелляционной жалобе административного истца АО "Гвидон" на решение Московского городского суда от 9 октября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано, заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, пояснения представителя административного истца Нефедова А.Ю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) Котова С.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего, что решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Правительством Москвы 28 марта 2017 года принято постановление N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 14 апреля 2017 года (далее - Правила землепозования и застройки города Москвы).
Постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2023 года N 556ПП, опубликованным на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru 11 апреля 2023 года, а также в издании "Вестник Москвы", спецвыпуск N 15, 18 апреля 2023 года, в Правила землепользования и застройки города Москвы внесены изменения (далее - Постановление N 556-ПП).
Так, подпунктами 1.1-1.3 пункта 1 названного нормативного акта постановлено внести изменения:
- изображения территориальных зон на карте градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Северо-Восточный административный округ города Москвы" раздела 1 книги 4 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изменить согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
- изображения территориальных зон на карте градостроительного зонирования "Границы территориальных зон, подзон территориальных зон и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Северо-Восточный административный округ города Москвы" раздела 1 книги 4 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изменить согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
- Раздел 2 книги 4 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению дополнить подразделами в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
Согласно подпункту 1.5 пункта 1 изображение территории на карте градостроительного зонирования "Территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории" раздела 1 книги 14 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изменено согласно приложению 5 к настоящему постановлению.
Пунктом 1.7 Постановления N 556-ПП раздел 2 книги 14 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению дополнен подразделом в редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению.
Приложениями 1 и 2 обозначены границы территориальных зон N, N, N на карте градостроительного зонирования, в отношении которых устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Приложением 3 к Постановлению N 556-ПП в отношении территориальной зоны N установлены основные виды разрешенного использования: 2.6. Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); 2.7. Обслуживание жилой застройки; 2.7.1. Хранение автотранспорта; 4.1. Деловое управление; 4.7. Гостиничное обслуживание; 4.9. Служебные гаражи; 12.0.1. Улично-дорожная сеть; 12.0.2. Благоустройство территории. Максимальный процент застройки, высота застройки, плотность застройки не установлены. Определены иные показатели: суммарная поэтажная площадь объектов капитального строительства в габаритах наружных стен - 79 330 кв. м, в том числе: объекты жилой застройки - 29 660 кв. м, в том числе для реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве и иных городских нужд - 29 660 кв. м; объекты гостиничного обслуживания не более 480 номеров - не более 20 000 кв. м; общественно-деловые и иные объекты - 29 670 кв. м.
Приложением 5 вышеназванные территориальные зоны, в том числе территориальная зона N отображены на карте градостроительного зонирования "Территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории", а именно в границах комплексного развития территории N.
Приложением 6 к Постановлению N 556-ПП установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в отношении территорий, подлежащих комплексному развитию, в отношении территориальных зон, для которых установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с кодами 3.1.1, 6.3, 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3, 6.3.4, 6.4, 6.5, 6.6, 6.8, 6.9.1, 6.11, 6.12. Также установлены минимально допустимые уровни обеспеченности территории в отношении территориальных зон, для которых установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с кодами 3.7.1, 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.9, 5.1.2, 12.0.1, 12.0.2, и минимально допустимые уровни обеспеченности территории, максимально допустимые уровни территориальной доступности в отношении территориальных зон, для которых установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с кодами 2.6, 2.7, 2.7.1.
АО "Гвидон", уточнив заявленные требования, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия подпунктов 1.1-1.3, 1.5, 1.7 пункта 1 Постановления N 556-ПП, приложений N 1-3, 5, 6 к Постановлению N 556-ПП, в обоснование требований указав на то, что в границу территориальной зоны N 1542239251.4 вошли земельные участки с кадастровыми номерами N, N, переданные в аренду административному истцу, на которых расположены принадлежащие АО "Гвидон" строения. Оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает права административного истца, поскольку установленные в отношении территориальной зоны N виды разрешенного использования не отвечают назначению расположенных на земельных участках объектов. Указанное, в свою очередь, влечет невозможность дальнейшего строительства и реконструкции объектов, находящихся в границах, переданных в аренду заявителю земельных участков.
При этом Постановление N 556-ПП не соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, не допускающим нахождение земельных участков в нескольких территориальных зонах, противоречит Закону г. Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Решением Московского городского суда от 9 октября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На состоявшееся по делу решение представителем административного истца АО "Гвидон" по доверенности Кучембаевым А.Н. подана апелляционная жалоба, в которой представитель просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении.
Так, среди доводов жалобы указано, что суд не дал надлежащую оценку доводам административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а именно: об отсутствии оснований для принятия решения о комплексном развитии территории в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельных участков вновь установленному виду разрешенного использования в отношении территориальной зоны; необходимости финансового экономического обоснования для установления границ комплексного развития территории; об установлении границ комплексного развития территории с нарушением норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Представитель административного истца в апелляционной жалобе повторно отметил, что оспариваемое территориальное зонирование противоречит принципу соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану как основополагающему документу территориального планирования, поскольку установленная на спорной территории Генеральным планом города Москвы функциональная зона "промышленная зона" не позволяет устанавливать такие территориальные зоны, которые предусматривают строительство жилья.
Считает, что судом первой инстанции неверно применены положения Градостроительного кодекса города Москвы при оценке спорной территории в качестве зоны развития (территории, подлежащей комплексному преобразованию), поскольку механизм комплексного развития территории подразумевает последовательное принятие решений об изменении функционального использования территории.
Отмечает, что судом не рассмотрены ходатайства административного истца от 29 августа 2023 года о направлении судом запроса с целью установления полного круга лиц, правообладателей недвижимости, интересы которых затронуты Постановлением N 556-ПП границами комплексного развития территории в Правилах землепользования и застройки, от 5 октября 2023 года о запросе материалов градостроительного потенциала с целью определения учета санитарно-защитных зон действующих предприятий, не вошедших в границы комплексного развития территории в Правилах землепользования и застройки, не преобразуемых, при установлении данных градостроительных регламентов, позволяющих возводить объекты недвижимости.
Прокурором, участвующим в административном деле, Правительством Москвы и Москомархитектурой представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание не явились: представители ЗАО "Автодормехбаза", ПК "11-ОМ", о дате и месте слушания извещены своевременно и надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции посчитала возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке участников административного судопроизводства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 названного кодекса. Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии с Уставом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 28 июня 1995 года, к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится в том числе регулирование градостроительной деятельности (пункт 9 части 1 статьи 13). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы (статья 12 Устава). Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы (статьи 5, 9, 44 Устава).
Статьей 7 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности отнесена организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса города Москвы разработка правил землепользования и застройки может осуществляться единовременно применительно ко всей территории города Москвы или поэтапно применительно к частям территории города Москвы.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедуры подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в оспариваемой редакции Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям решение суда не обжалуется.
Административный истец, оспаривая нормативный правовой акт, указывал на то, что он противоречит требованиям градостроительного и земельного законодательства и нарушает его права при использовании земельного участка для эксплуатации находящихся на спорной территории зданий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые административным истцом в части Правила землепользования и застройки не противоречат нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, приняты высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы в пределах компетенции, без нарушения прав и свобод административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Общие положения о территориальном планировании в городе Москве определены статьей 23 Градостроительного кодекса города Москвы, в части 2 которой указано, что документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы. Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции на дату принятия изменений в Правила землепользования и застройки) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.
Требование о подготовке проекта правил землепользования и застройки с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, указано в части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данные положения корреспондируют к положениям части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Градостроительное зонирование территории города Москвы осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом города Москвы. Результатом градостроительного зонирования территории города Москвы является выделение на территории города Москвы территориальных зон и подзон, определение их границ, установление в границах указанных зон и подзон градостроительных регламентов. Документом градостроительного зонирования территории города Москвы являются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 34 Градостроительного кодекса города Москвы). Правила землепользования и застройки также предусматривают, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных Генеральным планом города Москвы.
Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения целей устойчивого развития территорий, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. Таким образом, территориальные зоны правил землепользования и застройки, устанавливая правовой режим земельных участков в градостроительных регламентах, должны соответствовать территориальному планированию, закрепленному в функциональных зонах генерального плана.
Из материалов дела следует, что АО "Гвидон" является владельцем на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами N, N, которые вошли в границы территориальной зоны N, в отношении которой оспариваемым Постановлением N 556-ПП установлены приведенные выше виды разрешенного использования и различные предельные параметры использования.
Из представленной в материалы дела выкопировки из Генерального плана города Москвы, утвержденного Законом города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 (далее - Генеральный план города Москвы), усматривается, что спорная территория расположена в границах промышленной функциональной зоны.
Кроме того, в соответствии с Генеральным планом города Москвы рассматриваемая спорная территория относится к территории реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию, преимущественно в составе застроенных территорий и не относится к зонам сохранения и комплексного благоустройства сложившейся территории.
Суд первой инстанции, проанализировав Генеральный план города Москвы, пришел к обоснованному выводу, что внесенные в Правила землепользования и застройки города Москвы изменения, а именно установление градостроительного регламента для указанной выше территориальной зоны, включающей в том числе виды разрешенного использования: "2.6. Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); 2.7. Обслуживание жилой застройки; 2.7.1. Хранение автотранспорта; 4.1. Деловое управление; 4.7. Гостиничное обслуживание; 4.9. Служебные гаражи; 12.0.1. Улично-дорожная сеть; 12.0.2. Благоустройство территории", не противоречит Генеральному плану города Москвы.
Содержание карт (схем) территориального планирования, предусмотренное частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 5 статьи 24 Градостроительного кодекса города Москвы, отображено на 19 картах М 1:25 000 и схемах М 1: 50 000 (6 карт включены в книгу 2, 13 карт и схем - в книгу 3). В приложении к карте "Функциональные зоны" в табличной форме приведены параметры планируемого развития функциональных зон, предусмотренные вышеназванными статьями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса города Москвы.
При этом, Генеральный план города Москвы не устанавливает конкретный перечень объектов, размещение которых возможно в границах промышленной зоны. Из содержания и назначения данного акта следует, что ни сам Генеральный план города Москвы, ни его приложения, являющиеся единой составной его частью, не предусматривают конкретных мероприятий, направленных на достижение целей, связанных с непосредственным осуществлением конкретного строительства. Генеральный план города Москвы, прежде всего, является документом территориального планирования в городе Москве, то есть определяет комплекс мероприятий, направленных на достижение в дальнейшем конкретных целей.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 2 статьи 11 Градостроительного кодекса Москвы территории реорганизации представляют собой территории, подлежащие в соответствии с Генеральным планом города Москвы комплексному преобразованию, в том числе посредством изменения существующего функционального использования этих территорий, их планировочной структуры и ландшафта, посредством комплексной реконструкции и (или) сноса существующей застройки, нового комплексного строительства на освобождаемых и свободных от застройки территориях, регенерации исторической среды, восстановления, воссоздания природных и создания новых озелененных территорий.
Указанная норма не содержит запрета на строительство в границах рассматриваемой территории, а, напротив, предполагает возможность изменения существующего функционального использования этих территорий посредством нового строительства.
Согласно пункту 3.1.2 Генерального плана города Москвы мероприятия по совершенствованию функционально-планировочной структуры территории города Москвы включают, в том числе:
- планирование формирования функционально-планировочных образований различного типа или вида путем установления на территории города предназначенных для этого функциональных зон;
- выделение в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы территорий зон развития и территорий реорганизации.
При этом, реализация первоочередных мероприятий по совершенствованию функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории города Москвы осуществляется в пределах, выделенных в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы, зон развития, устанавливаемых в целях комплексного решения задач реорганизации и благоустройства территории (пункт 3.1.14).
На территориях реорганизации, для которых требуется разработка документации по планировке, иной предусмотренной законодательством документации, реализация первоочередных мероприятий осуществляется посредством разработки проектов планировки, иных видов документации и включает обоснование границ земельных участков, характеристик, параметров планируемого развития и ограничений использования территорий вышеназванных объектов (пункт 3.1.14.2).
Согласно пункту 605 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы N 556-ПП, которым установлены оспариваемые показатели в отношении территориальной зоны N 1152239251.4, в составе градостроительного регламента предусматриваются объекты жилой застройки, в том числе для реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Решение о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 24, расположенной в производственной зоне N 11 "Огородный проезд" (северная часть) в соответствии с требованиями статей 66, 67 Градостроительного кодекса Российской Федерации было принято постановлением Правительства Москвы от 14 сентября 2023 года N 1762-ПП.
Таким образом, Постановление N 556-ПП не только соответствует Генеральному плану города Москвы, но и направлено на реализацию его целей и задач.
Доводы о нарушении оспариваемым нормативным актом норм санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с несоблюдением санитарно-защитной зоны от расположенных в непосредственной близости к спорной территории производственных предприятий, в частности ЗАО "Останкинский завод бараночных изделий" (далее - ЗАО "ОЗБИ"), до зоны застройки жилыми домами, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о некорректности принятых градостроительных решений в целом, а относятся к их реализации в соответствии с документацией по застройке территории.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
В сфере градостроительства применяется Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 3.1 данных СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
В частности, размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с пунктом 8.5.18 таблицы 7.1 СанПиН хлебозаводы относятся V классу опасности, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 50 метров.
Как усматривается из эскиза застройки территории комплексного развития "Огородный проезд N 5 (Западная часть) и Огородный проезд N 24 (Северная часть)", между районом жилой застройки многоквартирными домами и ЗАО "ОЗБИ" предусмотрено размещение природного комплекса (проектируемый ПК).
Исходя из системного толкования положений градостроительного законодательства, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии противоречий законодательству, имеющему большую юридическую силу, при внесении изменений в Правила землепользования и развития города Москвы в отношении спорной территории.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции рассмотрены и аргументированно отклонены доводы заявителя об отсутствии оснований для принятия решения о комплексном развитии территории в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N вновь установленному виду разрешенного использования в отношении территориальной зоны N; необходимости финансово-экономического обоснования для установления границ комплексного развития территории; об установлении границ комплексного развития территории с нарушением норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по существу сводятся к несогласию с решением о комплексном развитии территории.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не рассмотрел ходатайства административного истца об установлении полного круга лиц, правообладателей недвижимости, интересы которых затронуты Постановлением N 556-ПП, о запросе материалов градостроительного потенциала с целью определения учета санитарно-защитных зон действующих предприятий, не вошедших в границы комплексного развития территории в Правилах землепользования и застройки, не преобразуемых, при установлении данных градостроительных регламентов, позволяющих возводить объекты недвижимости, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данные ходатайства рассмотрены и отклонены определением суда от 29 августа 2023 года и определением суда от 9 октября 2023 года (занесено в протокол судебного заседания) соответственно. Отказ в удовлетворении ходатайств не является основанием для отмены решения при условии доказанности всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Мотивы, по которым суд отклонил ходатайства административного истца, приведены в определениях суда и сомнений в своей обоснованности не вызывают.
Приведенные выше и другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, повторяют доводы административного истца в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с решением суда не является предусмотренным законом основанием для отмены судебного акта.
Суд установилвсе юридически значимые обстоятельства и исследовал их с достаточной полнотой; имеющиеся доказательства оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 9 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Гвидон" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.