Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Кудряшова В.К, Щербаковой Ю.А.
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5777/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГРАНД" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 20 сентября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, судебная коллегия по административным делам, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Новиковой В.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "ГРАНД" Сидорова А.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-
ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Подпунктом 1.2 пункта 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.2 пункта 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строении, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован в изданиях "Вестник Москвы", соответственно, 23 ноября 2022 года и 6 декабря 2022 года (N 67).
В Перечни на 2022 - 2023 годы под пунктами 5188 и 3336 (на 2022 год), под пунктами 10552 и 3695 (на 2023 год) включены нежилые помещения: с кадастровым номером N по адресу: "адрес"1; с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "ГРАНД" (далее - ООО "Гранд") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими вышеперечисленные пункты Перечней на 2022 - 2023 годы, ссылаясь на то, что вышеуказанные помещения не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником помещений, в отношении которых уплачивает налог на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости; включение помещений в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, так как привело к увеличению суммы налога.
Решением Московского городского суда от 20 сентября 2023 года административное исковое заявление ООО "ГРАНД" удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы просит вынесенное решение отменить, указывая на то, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о несоответствии помещений признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1. Закона города Москвы N 64. Ссылается на то, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме менее 3 000 кв. м, поскольку общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 4 204, 1 кв. м, что подтверждается данными Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены письменные возражения на них.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования. По данному основанию нормативный правовой акт административным истцом не оспаривался.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения поименованных объектов (подпункт 2).
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 установлено, что начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. м.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами: общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено помещение, включенное в Перечень, должна превышать 3 000 кв. м; не менее 20 процентов от общей площади помещения должно использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Гранд" является собственником нежилых помещений: с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" Право собственности административного истца на помещения зарегистрировано в 2010 году, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Указанные нежилые помещения включены в оспариваемые Перечни на 2022 - 2023 годы исходя из их фактического использования, установленного на основании актов Госинспекции от 20 сентября 2021 года N 91217879/ОФИ и N 91217880/ОФИ, согласно выводам которых помещения фактически используются под цели, поименованные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; согласно расчетной части актов 100% общей площади помещений фактически используется под размещение объектов торговли и общественного питания.
Однако, как следует из ответов Управления Росреестра по Москве от 18 сентября 2023 года, четыре нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N (указанным кадастровым номерам присвоен статус "архивный") в названном выше многоквартирном доме согласно данным ЕГРН дублируют нежилые помещения в этом доме с иными (актуальными) кадастровыми номерами: N, N, N, N. Общая площадь дублирующих помещений составляет 2 085, 9 кв. м.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что общая площадь нежилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: "адрес", фактически составляет менее 3 000 кв. м, поскольку в результате задвоения кадастровых номеров помещения с кадастровым номером N площадью 524 кв. м, с кадастровым номером N площадью 969, 6 кв. м, с кадастровым номером N площадью 287, 7 кв. м, с кадастровым номером N площадью 304, 6 кв. м, которым присвоен статус "архивный", дублируют помещения кадастровыми номерами N, N, N, N, которые являются актуальными.
Исходя из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от 4 сентября 2023 года следует, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 4 204, 2 кв. м, однако при исключении из общей площади нежилых помещений в доме четырех помещений с дублирующими (архивными) кадастровыми номерами (2 085, 9 кв. м), общая площадь нежилых помещений составит 2 118, 3 кв. м.
Поскольку площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположены нежилые помещения административного истца, менее 3 000 кв. м, следовательно, отсутствует критерий, установленный пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64, необходимый для включения нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N в оспариваемые Перечни.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213). Однако административным ответчиком не приведено достоверных доказательств, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. м и, соответственно, законности включения спорных нежилых помещений в оспариваемые Перечни.
Суд первой инстанции, оценив в порядке требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации собранные по делу доказательства, пришел к верному выводу, что оспариваемые положения Перечней не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с этим удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на акты обследования помещений административного истца от 20 сентября 2021 года о том, что помещения фактически используется для размещения объектов общественного питания и торговли, не может быть принят во внимание с учетом того, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет менее 3 000 кв. м, в связи с этим нежилые помещения в многоквартирном доме не подлежат включению в Перечни.
Утверждение о том, что помещения с кадастровыми номерами N, N были сняты с кадастрового учета 11 ноября 2014 года и 23 августа 2016 года, не опровергает выводы суда, поскольку указанные кадастровые номера являются архивными.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в площадь нежилых помещений многоквартирного дома включается площадь лестничных площадок, ступеней, расположенных в пределах такого помещения, площадь наружных тамбуров, лоджий, террас, веранд, балконов, галерей и иных подобных частей здания, является несостоятельной, поскольку исходя из положений пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 стати 36 Жилищного кодекса Российской Федерации данные помещения относятся общему имуществу и принадлежат на праве общедолевой собственности собственникам помещений в многоквартирном жилом доме в силу закона, указанные помещения не является самостоятельными, имеют вспомогательное значение.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.