Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Борисовой О.В, Шелудько В.В, с участием прокурора Костюка А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление Прокуратуры Краснодарского края на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю к ФИО1 об установлении административного надзора и административных ограничений.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю обратилось с административным иском к ФИО1 (далее - административный ответчик) об установлении административного надзора и административных ограничений, в котором представитель административного истца просил установить в отношении административного ответчика административный надзор сроком до погашения судимости с установлением следующих административных ограничений: запретить пребывание (посещение) в увеселительных заведениях (баров, ресторанов, кафе), в которых реализуются спиртные напитки, посещение мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований), и участие в указанных мероприятиях, пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22-00 часов до 06-00 часов утра, за исключением времени нахождения на рабочем месте, в лечебном учреждении, выезд за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания, за исключением времени нахождения на рабочем месте, в лечебном учреждении, обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства либо пребывания на территории Российской Федерации.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 28 февраля 2023 года административный иск ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю к ФИО1 об установлении административного надзора удовлетворен в полном объеме.
Дополнительным решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 2 мая 2023 года дополнена резолютивная часть решения следующим: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 22-00 часов до 06-00 часов утра, за исключением времени нахождения на рабочем месте, в лечебном учреждении; запретить выезд за пределы муниципального образования по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, за исключением времени нахождения на рабочем месте, в лечебном учреждении; обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации. Суд постановилсрок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному осужденным месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2023 года решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 28 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поступившем в суд первой инстанции 17 ноября 2023 года прокурор просит изменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение.
Определением судьи от 1 декабря 2023 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях, поданных в Четвертый кассационный суд, ФИО1 просил изменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, путем исключения ограничений.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, прокурор ФИО6 доводы кассационного представления поддержал, просил его удовлетворить, ФИО1 поддержал требования, указанные в ранее поданных возражениях.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами.
Как следует из материалов административного дела, приговором Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 5 ноября 2019 года ФИО1 осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ, к 3 годам 6 месяцам лишения свободы.
4 мая 2023 года ФИО1 освобожден по отбытию срока наказания из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю.
В период отбывания наказания, в местах лишения свободы был признан злостным нарушителем установленного порядка.
Руководствуясь частью 3 статьи 4, пунктом 2 части 3 статьи 3, статьей 7 Федерального закона N 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд пришел к выводу об установлении дополнительных ограничений в отношении ФИО1
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Однако нижестоящими судами не учтено следующее.
При назначении административных ограничений судами неправильно применены нормы материального права, что в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) является основанием для изменения судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Так, при назначении ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, судами не учтены положения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в части того, что в решении надлежит указывать наименование субъекта Российской Федерации муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
В этой связи принятые по делу судебные акты надлежит привести в соответствие с действующим законодательством.
Судебные акты подлежат изменению в соответствующей части путем указания:
- в части ограничения в виде запрета покидать установленные пределы территории путем изложения его в редакции: "запретить поднадзорному лицу покидать пределы Брюховецкого района Краснодарского края";
- в части срока административного надзора изложить в редакции: "установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок 8 лет до погашения судимости по приговору Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 5 ноября 2019 года" за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания".
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, поскольку могут препятствовать эффективному осуществлению органами внутренних дел наблюдения в отношении поднадзорного лица.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с административным делом, вправе изменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
изменить решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2023 года по делу об установление административного надзора ФИО1:
- в части ограничения в виде запрета покидать установленные пределы территории путем изложения его в редакции: "запретить поднадзорному лицу покидать пределы Брюховецкого района Краснодарского края";
- в части срока административного надзора изложить в редакции: "установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок 8 лет до погашения судимости по приговору Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 5 ноября 2019 года" за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания".
В остальной части решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2023 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 февраля 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.