Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Борисовой О.В, Шелудько В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июня 2023 года по административному делу по административному иску Краснодарской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных пошлин.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
Краснодарская таможня обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании таможенной пошлины в сумме 256 525 рублей 61 копейки и пени в размере 56531 рублей 86 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 подана таможенная декларация на транспортное средство "HONDA STEPWAGON", 2006 года выпуска, VIN "данные изъяты", государственный регистрационный знак к362кс АВН. Таможенным органом был установлен срок временного ввоза до 26 мая 2021 года. Собственником указанного в таможенной декларации транспортного средства являлось ООО "МОРТРАНССЕРВИС", которое передало указанный автомобиль в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО5, которая выдала ФИО1 командировочное удостоверение для осуществления международной перевозки пассажиров по территории Российской Федерации в период с 15 мая 2021 года по 14 июня 2021 года и путевой лист. В установленный таможенным органом срок до 26 мая 2021 года указанное транспортное средство территорию Российской Федерации не покинуло. Поскольку фактически договор международной перевозки не заключался, представленные документы содержали фиктивные сведения о цели ввоза транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС, 20 октября 2022 года решением таможенного органа установлено незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС транспортного средства и рассчитана таможенная пошлина в размере 256525 рублей 61 копейка. Поскольку в установленный срок до 16 мая 2022 года добровольно ФИО1 таможенную пошлину не оплатил, по состоянию на 17 февраля 2023 года начислена пеня в сумме 56531 рублей 86 копеек.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 22 марта 2023 года требования Краснодарской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных пошлин удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июня 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный ответчик ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву нарушения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 20 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 4 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании представитель административного истца Краснодарской таможни ФИО6 против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Статьей 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) к таможенным платежам отнесены: ввозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; таможенные сборы.
В соответствии со статьей 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
На основании статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары (пункты 1, 2)
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза (пункт 4).
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 5).
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.
Статьей 84 ТК ЕАЭС на декларанта возложена обязанность произвести таможенное декларирование товаров.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств- членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 279 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении временно ввозимых (временно ввезенных) транспортных средств международной перевозки возникает у декларанта временно ввозимого транспортного средства международной перевозки - с момента регистрации таможенным органом декларации на транспортное средство.
При этом, указанная обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении временно ввезенных транспортных средств международной перевозки у лиц, поименованных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 279 ТК ЕАЭС, прекращается в случае обратного вывоза временно ввезенного транспортного средства международной перевозки, при условии, что до такого вывоза не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; либо помещения временно ввезенного транспортного средства международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Разрешая заявленные таможенным органом требования, суды руководствуясь приведенным выше правовыми предписаниями, а также положениями содержащимися в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54, статей 143, 146, 160, 164, 166, 179, 181, 182, 193 Налогового кодекса РФ, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, проверив представленный расчет взыскиваемых, пришли к верному выводу о наличии оснований для взыскания с ФИО7 таможенной пошли и пени.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 принят на работу в должности водителя ИП ФИО5 по трудовому договору от 15 мая 2021 N 102. В этот же день он получил от ИП ФИО5 командировочное удостоверение от 15 мая 2021 года N, согласно которому должен был направиться в Российскую Федерацию, а именно в г. Москву, с целью осуществления международной перевозки пассажиров по таможенной территории на 30 календарных дней в период с 15 мая 2021 года по 14 июня 2021 года, а также путевой лист легкового автомобиля от 15 мая 2021 года N 102. Согласно графе 11 ТДТС N цель ввоза/вывоза - для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории.
В соответствии с документами, представленными в таможенный орган при совершении таможенных операций по таможенному декларированию транспортного средства марки "HONDA STEPWAGON", 2006 года выпуска, VIN "данные изъяты", государственный регистрационный знак к362кс АВН зарегистрировано в РЭО МВД Республики Абхазия. Собственником транспортного средства является ООО "МОРТРАНССЕРВИС" Республики Абхазия, "адрес", с которым ИП ФИО5 заключен договор аренды указанного транспортного средства без экипажа с физическим лицом от 15 мая 2021 N 102.
Между ИП ФИО12 и гражданином Российской Федерации ФИО13 договор на оказание услуги международной перевозки пассажира от 10 мая 2021 N 102, в соответствии с которым ИП ФИО5 обязуется перевезти ФИО8 из "адрес" (Российская Федерация) в "адрес"), дата отправления - 25 мая 2021 года.
В установленный таможенным органом срок 26 мая 2021 года, равно как и в срок, указанный командировочном удостоверении 14 июня 2021 года, транспортное средство марки "HONDA STEPWAGON", 2006 года выпуска, "данные изъяты", государственный регистрационный знак к362кс АВН за пределы Российской Федерации не вывезено.
В рамках проведенной таможенным органом проверки от ФИО8 получено объяснение из которого следует, что он фактически проживает в г.Геленджике, договор международной перевозки пассажира не заключал. ИП ФИО5 и ФИО1 ему не знакомы.
Учитывая данные обстоятельства, таможенный орган признал представленный договор международной перевозки пассажира от ДД.ММ.ГГГГ N недействительным документом.
Так же в ходе проверки таможенным органом из опроса ФИО7 установлено, что он лично переместил легковой автомобиль марки "HONDA STEPWAGON", 2006 года выпуска, "данные изъяты", государственный регистрационный знак к362кс АВН на таможенную территорию ЕАЭС как транспортное средство международной перевозки. В ходе движения по маршруту, указанному в командировочном удостоверении автомобиль сломался в "адрес". Указанное транспортное средство на эвакуаторе было перемещено в г. Краснодар. Как пояснил ФИО1 после поломки на автомобиле он не передвигался.
Одновременно с этим таможенным органом установлено, что 13 июня 2022 года ФИО1, управляя автомобилем марки "HONDA STEPWAGON", 2006 года выпуска, "данные изъяты", государственный регистрационный знак к362кс АВН стал участником дорожно-транспортного происшествия, он привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Кроме того, таможенным органом установлено, что ФИО9 не имеет права на осуществление предпринимательской деятельности поскольку регистрационные действия по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, предусмотренные законодательством Республики Абхазия, не завершены, лицензии за осуществление международных перевозок и идентификационные учетные карты водителей автотранспортных средств Министерством экономики Республики Абхазия не выдавались. По адресу регистрации ИП ФИО5 нахождение ФИО5 сотрудниками МВД Республики Абхазия не установлено.
Установленные таможенным органом обстоятельства с очевидностью свидетельствуют о том, что ФИО7 должен был знать о незаконности перемещения транспортного средства через таможенную границу, в связи с чем, на него распространяются положения о солидарной обязанности по уплате таможенных платежей.
У суда кассационной инстанции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется, сомнения, неясности относительно данных выводов материалы дела не содержат.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законным и обоснованным, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется. Судами сторонам были предоставлены исчерпывающие возможности реализовать свое право на судебную защиту, судом верно распределено бремя доказывания, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении"). Такие принципы судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу были соблюдены. Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием административного ответчика с выводами судов, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 февраля 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.