Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Борисовой О.В, Шелудько В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 мая 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 о признании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 24 мая 2022 года, уведомлений о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 7 июня 2022 года и от 23 сентября 2022 года незаконными, обязании осуществить государственную регистрацию права
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 17747 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", мкр. Нурлу, кадастровый N, который был образован на основании решения собственника (ФИО1) об объединении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты".
Административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на здание с кадастровым номером "данные изъяты", образованного из земельных участков на которые наложен запрет на отчуждение.
Уведомлением государственного регистратора от 24 мая 2022 года N "данные изъяты" осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении здания, с вышеназванным кадастровым номером приостановлено на основании пункта 9 и пункта 37 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Фактическим основанием решения регистратора о приостановлении регистрации послужило наличие в ЕГРН актуальных записей о наложении ареста на объект недвижимого имущества расположенного по адресу: "адрес" (запрет на регистрационные действия) на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" N от 17 февраля 2022 года, постановления ОСП по г. Алуште УФССП России по Республике Крым N от 19 августа 2019 года, постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2019 года по делу N А83-5161/2019.
Кроме того, в целях проверки подлинности уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, государственным регистратором направлен межведомственный запрос N "данные изъяты" администрацию г. Алушты Республики Крым, ответ на дату вынесения уведомления не поступил. Осуществление действий по государственной регистрации права приостановлено до наступления одного из случаев, установленного статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Уведомлением государственного регистратора от 07 июня 2022 года N "данные изъяты"3 сообщено о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с представлением документов от 04 мая 2022 года. Осуществление действий по государственной регистрации права приостановлено.
Уведомлением государственного регистратора от 23 сентября 2022 года N "данные изъяты" сообщено о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N "данные изъяты" от 24 мая 2022 года, уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N "данные изъяты" от 07 июня 2022 года, уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N "данные изъяты" 23 сентября 2022 года.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 мая 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд 9 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 4 декабря 2023 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая заявленные ФИО1 требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 14, частью 4 статьи 18, пунктом 3 части 1 статьи 29, пунктом 37 частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", исходил из того, что на момент вынесения указанных уведомлений у государственного регистратора имелись сведения о запрете ФИО1 на отчуждение земельного участка, на котором расположен жилой дом, о регистрации которого просит административный истец.
При проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором установлено, что здание, о регистрации которого просит административный истец, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", который был образован на основании решения собственника (ФИО1) об объединении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты".
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2019 года по делу N А83-5161/2019 наложен запрет ИП ФИО1 отчуждать земельные участки в том числе с вышеназванными кадастровыми номерами.
17 февраля 2022 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Алуште УФССП России по Республике Крым вынесено постановление N, которым наложен запрет ИП ФИО1 на отчуждение, в том числе, на указанные выше земельные участки.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предполагает осуществление государственной регистрации прав, если в отношении регистрируемого объекта недвижимости имеются аресты, запреты или иные ограничения, препятствующие проведению государственной регистрации, в связи с чем, административным истцом указанные уведомления вынесены обоснованно.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав на то, что исходя из положений части 6 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета, о возврате залога залогодателю либо об обращении залога в доход государства.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что сведения об ограничении регистрационных действий в отношении возведенного на земельном участке запреты на отчуждение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" жилого дома в ЕГРН отсутствуют и в этой связи у регистратора не имелось оснований для приостановления регистрационных действий, основаны на неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что обеспечительные меры в виде запрета отчуждения земельных участков, из которых образован земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" применены Арбитражным судом в рамках дела по иску прокурора Республики Крым к ИП ФИО1, ООО "Таврия Тур" об истребовании земельных участков в собственность Республики Крым.
При этом как следует из содержания постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2019 года, применяя обеспечительные меры Арбитражный суд исходил из того, что предметом иска является спор о вещных правах на земельные участки, а владение спорными земельными участками уже подразумевает возможность отчуждения.
В рассматриваемом случае, регистрация права на объект капитального строительства, возведенного на земельном участке, право собственности на который оспаривается и в отношении которого приняты обеспечительные меры, противоречит предусмотренному подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.
Иные доводы кассационной жалобы на правильность выводов судов об отказе в удовлетворении административного иска не влияют, направлены на иное толкование правовых положений, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы районного суда и судебной коллегии в постановленных решении и апелляционном определении соответственно, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах, и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 февраля 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.