дело N 2-2743/2023
8г-1643/2024
УИД 61RS0022-01-2023-002062-64
г. Краснодар
15 февраля 2024 года
Резолютивная часть определения объявлена 15 февраля 2024 года.
Определение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2024 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Дурневой С.Н, Самойловой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 сентября 2023 года по иску прокурора города Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Таганрога о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - прокурора Фроловой Е.В, просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Таганрога (далее - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации города Таганрога (далее - ответчик, администрация) о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: г. Таганрог, пер. Лермонтовский, 13, в соответствии с требованиями санитарного законодательства, ликвидировать несанкционированный свалочный очаг.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 сентября 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены. На администрацию возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес" в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а также ликвидировать несанкционированный свалочный очаг.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное определение отменить и принять новое судебное постановление об удовлетворении требований истцов.
В обоснование доводов жалобы заявители ссылаются на нарушение норм материального права. Возлагая на лицо обязанность по установке контейнерной площадки в целях исполнимости судебного решения суды должны исследовать вопрос о соответствии размещения данной площадки вышеуказанным требованиям. Так расстояние по адресу: "адрес", от места, предполагаемого к оборудованию контейнерной площадки, до окон жилого строения составляет 3, 1 м (подтверждается актом обследования контейнерной площадки, а также фотоматериалами), что является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, контейнерная площадка не может быть установлена.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, прокуратурой города Таганрога проведена проверка исполнения администрацией города Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды. Проведенной проверкой с выходом на место установлено, что в нарушение пунктов 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, пункта 3 СанПин 2.1.3684-21, пункта 1 статьи 20 Правил благоустройства, контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам не оборудованы ограждением с 3-х сторон высотой не менее 1 м, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения сточных вод, вопреки требованиям статьи 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 контейнерная площадка по "адрес", располагается на проезжей части автомобильной дороги.
Прокурор города Таганрога 20 февраля 2023 года направил представление в МКУ "Благоустройство". Согласно ответу МКУ "Благоустройство" от 20 марта 2023 года денежные средства для обустройства контейнерных площадок на территории города отсутствуют. Финансирование на проведение этих работ не производится.
Из представленных доказательств установлено, что согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов города Таганрога, утвержденному приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога от 4 октября 2019 года N 53 "О внесении изменений в приказ УЖКХ города Таганрога от 29 декабря 2018 года N 70", внесены изменения к приказу в части перечня мест накопления твердых коммунальных отходов. Место сбора ТКО определено по адресному ориентиру: пер. Лермонтовский, 13, и закреплено за МКУ "Благоустройство".
Обращаясь с заявленными требованиями, прокурор указывает, что неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 12, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", суд первой инстанции исходил из того, что администрация обязана совершить необходимые действия по устранению нарушений требований действующего законодательства для предотвращения опасности причинения вреда здоровью жителей города и окружающей среде, поскольку именно она определяет места расположения площадок для сбора ТКО, а также выделяет денежные средства на их оборудование и содержание.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что администрация города не является надлежащим ответчиком, апелляционная коллегия указала, что прямая обязанность исполнения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Так, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО создание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Утверждения администрации о том, что рассмотрение дела без привлечения Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области может привести к исполнению решения суда с нарушениями законодательства, признаны судебной коллегией апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку процессуальные и материальные права указанного лица в данном случае не нарушены, судом правильно определен круг лиц, участвующих в деле. Более того, данный довод со стороны ответчика не был заявлен в суде первой инстанции и не являлся предметом исследования суда первой инстанции. По аналогичным основаниям апелляционным судом не принято новое доказательство - письмо Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области N 20/2456 от 19 июня 2023 года, датированное после принятого решения, с приложением списка адресных ориентиров в г. Таганрог по ограничению в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 72-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и указанием рекомендации по переносу контейнера с пер. Лермонтовский, 13, на пер. Лермонтовский, 8, или 10.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не исследовал существенные для разрешения спора обстоятельства, в том числе связанные с невозможностью обустройства контейнерной площадки, подлежат отклонению кассационным судом.
Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89 - ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Как следует из содержания статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которыми определены порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 2 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Раздел II Правил предусматривает порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В силу п. 3 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В кассационной жалобе представитель администрации города указывает, что расстояние от места предполагаемого размещения контейнерной площадки до жилых строений составляет 4 метра, что свидетельствует о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства.
Между тем, как обоснованно указывает прокуратура согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов в г. Таганроге, утвержденному приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога от 04.10.2019 N 53 "О внесении изменений в приказ УЖКХ г. Таганрога от 29.12.2018 N 70" местом сбора ТКО в данном случае определен адресный ориентир: "адрес"
Таким образом, орган местного самоуправления самостоятельно определилуказанный адресный ориентир для сбора ТКО.
Данный адресный ориентир включен в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов г. Таганрога и изменений в расположении места сбора ТКО по пер. Лермонтовский, 13 в г. Таганроге не осуществлено.
Органы местного самоуправления обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО у данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89- ФЗ, пункты 11, 15-19 Правил N 1039).
Приведенная позиция изложена в пунктах 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Таким образом, из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется, так как они являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Отмена или изменение судебного постановления допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Принцип правовой определённости предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда вышестоящей инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.
Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих её правовой природе и предназначению. Акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменён или отменён лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта.
В кассационной жалобе не приведено таких исключительных обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены вступившего в законную силу судебного акта, достаточных для отступления от принципа правовой определённости и стабильности судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи С.Н. Дурнева
Е.В. Самойлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.