Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей С.А. Губаревой, Н.В. Бетрозовой, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующего в интересах Курбатова Рамила Рустам Оглы к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы невыплаченной в полном объеме компенсации, по кассационной жалобе Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" в интересах Курбатова Рамила Рустам Оглы на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Региональное отделение Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действуя в интересах Курбатова Р.Р, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что Курбатов Р.Р. является инвалидом "данные изъяты" бессрочно и членом регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора". Индивидуальной программой реабилитации или абилитации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Курбатов Р.Р. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации (далее - ТСР) в виде: протеза бедра модульного в количестве 1 шт.; протеза голени модульного в количестве 1 шт. Для изготовления протеза Курбатов Р.Р. обратился в компанию ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии", заключив с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" договор N от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел: 8-07-10 протез бедра модульный на сумму "данные изъяты". Кроме того, заключил с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" договор N от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел: 8-07-09 протез голени модульный на сумму "данные изъяты". Обязательство по оплате ТСР исполнено в полном объеме, ТСР получено ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Курбатов Р.Р. по почте направил заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации в Краснодарское отделение РО ФСС РФ (Филиал N5), которые были получены учреждением ДД.ММ.ГГГГ. Компенсация за самостоятельно приобретенные ТСР была перечислена за протез бедра модульный в сумме "данные изъяты" (недоплата составила "данные изъяты"); за протез голени модульный в сумме "данные изъяты" (недоплата составила "данные изъяты"). Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее -ГУ Краснодарского регионального отделения ФСС РФ) по невыплате Курбатову Р.Р. компенсации за самостоятельно приобретенные за собственный счет технические средства реабилитации в полном объеме. Взыскать с Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Курбатова Р.Р. за самостоятельно приобретенный протез бедра модульный оставшуюся часть компенсации в размере "данные изъяты" и за самостоятельно приобретенный протез голени модульный в размере "данные изъяты" и сумму компенсации морального вреда в размере "данные изъяты".
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 13 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановил:признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по невыплате Курбатова Р.Р. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме.
Взыскать с Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Курбатова Р.Р. за самостоятельно приобретенный протез бедра модульный, в размере "данные изъяты", и за приобретенный протез голени модульный, в размере "данные изъяты". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 июня 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение в об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе представитель регионального отделения Краснодарского края Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующего в интересах Курбатова Р.Р, выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 июня 2023 года. В обоснование доводов указывает, что отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с ответчика компенсацию за приобретенные истцом: протез бедра модульный исходя из стоимости протеза, являющегося предметом закупки, осуществленной ГУ - Севастопольским региональным отделением Фонда социального страхования РФ по контракту от ДД.ММ.ГГГГ (стоимостью "данные изъяты"), и протез голени модульный исходя из стоимости протеза голени модульного, являющегося предметом закупки, осуществленной ГУ - региональным отделением Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ (стоимостью "данные изъяты"), поскольку последним исполненным контрактом на изготовление протезов, аналогичных приобретенных истцом, является государственный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ. Курбатов Р.Р. приобрел протезы с характеристиками, не поименованными в ИПРА, указаний на какие-либо конкретные характеристики протеза ИПРА инвалида не содержит; изменения в ИПРА инвалида не вносились.
Выражая несогласие с такими выводами суда апелляционной инстанции, истец ссылается на то, что в соответствии с пунктом 3 Порядка выплаты компенсации (в редакции, действовавшей на момент обращения Курбатова Р.Р. с заявлением о компенсации) компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации (далее - ТСР) и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 N86н. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Таким образом, компенсация за самостоятельно приобретенные ТСР должна производиться в размере стоимости приобретенного протеза, но не выше стоимости однородного ТСР, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющегося аналогичным самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом. Исходя из вышеизложенных положений Правил размер стоимости однородного ТСР принимается для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, если указанное ТСР отвечает двум критериям: оно предоставляется уполномоченными органами в соответствии с ИПРА инвалида и является аналогичным (по техническим характеристикам) приобретенному инвалидом за собственный счет. Если же протез приобретен инвалидом по цене, превышающей стоимость закупленного уполномоченным органом аналогичного протеза, компенсация выплачивается в размере названной стоимости. При этом, разница в стоимости приобретенного за собственный счет протеза и аналогичного протеза, закупленного уполномоченным органом, не возмещается. Между тем, Курбатов Р.Р. приобрел протез бедра модульный за свой счет по той же цене, что и ГУ - Севастопольское региональное отделение ФСС РФ по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичность (идентичность) данных протезов подтверждается их техническими характеристиками, содержащимися в технических заданиях к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ и договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ N и ответчиком не оспаривается. В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное Курбатовым Р.Р. ТСР должен составлять "данные изъяты". Также Курбатов Р.Р. приобрел протез голени модульный за свой счет по той же цене, что и ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Адыгея по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичность (идентичность) данных протезов подтверждается их техническими характеристиками, содержащимися в технических заданиях к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ и договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ N и ответчиком не оспаривается. В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное Курбатовым Р.Р. ТСР должен составлять "данные изъяты". Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ N Курбатову Р.Р. установлено, что он нуждается в обеспечении протезом бедра модульным, в том числе врожденном недоразвитии и протезом голени модульного типа, в том числе при недоразвитии. Каких-либо иных сведений, характеристик и модификаций протезов ИПРА Курбатова Р.Р. не содержит, и содержать не должна. При этом, характеристики самостоятельно приобретенных Курбатовым Р.Р. протезов и протезов, являющихся предметом контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ, подробно исследовались и сравнивались судом первой инстанции. В связи с изложенным, выводы апелляционной инстанции о том, что не имеется оснований для выплаты Курбатову Р.Р. компенсации в размере, превышающем "данные изъяты" и "данные изъяты", ввиду того, что его ИПРА не содержит технических характеристик протеза и в нее не вносились изменения, не основаны на законе. Поскольку только протезно-ортопедическое предприятие, оказывающее услуги по протезированию, определяет реабилитационный потенциал человека, именно специалисты ООО "ЮРЦПО" рекомендовали и изготовили Курбатову Р.Р. протезы, способные возможность более полно компенсировать ограничения его жизнедеятельности.
Апелляционный суд, не обладая специальными познаниями в области протезирования, положил в основу судебного постановления довод ответчика о том, что Курбатов Р.Р. приобрел протез с характеристиками, не поименованными в ИПРА, и не дал оценку выводам специалистов протезной организации о нуждаемости его на данный момент в протезе с конкретными техническими характеристиками, указанными в Акте медико-технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что судом апелляционной инстанции не приняты во внимание позиции Министерства труда и социальной защиты РФ, изложенные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N
Представитель Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю подал возражения на кассационную жалобу, в которых просил оставить без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским судам Краснодарског7о кревог7 суда от 14 июня 2023 года.
В суде кассационной инстанции представитель регионального отделения Краснодарского края Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" - ФИО3 поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Фонда пенсионного и социального страхования ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы, Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены апелляционного определения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Курбатову Р.Р. установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Курбатов Р.Р. состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в Филиале N5 ГУ - Краснодарского регионального отделения ФСС РФ.
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - ИПРА) установлено, что Курбатов Р.Р. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации (далее - ТСР) в виде: 8-04-10 протеза бедра модульный и 8-07-09 протеза голени модульный.
Для изготовления протезов инвалид обратился в ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (далее - ООО ЮРЦПО), заключил договоры на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел ТСР: по договору от ДД.ММ.ГГГГ N - протез бедра модульный (8-07-10) на сумму "данные изъяты". Обязательство по оплате ТСР исполнено инвалидом в полном объеме и подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ N.
По договору от ДД.ММ.ГГГГ NЮУТ-000763: протез голени модульный (8-07-09) на сумму "данные изъяты". Обязательство по оплате ТСР исполнено инвалидом в полном объеме и подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ N.
Сторонами договора ДД.ММ.ГГГГ подписаны двусторонние акты сдачи-приемки работ, согласно которым исполнитель передал, заказчик получил указанные технические средства реабилитации: 8-07-10 протез бедра модульный, 8-07-09 протез голени модульный.
На основании заявления Курбатова Р.Р. ответчиком произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенный протез бедра модульный в сумме "данные изъяты" (недоплата составила "данные изъяты"); за протез голени модульный - в сумме "данные изъяты" (недоплата составила "данные изъяты"), в соответствии с государственным контрактом, заключенным Государственным учреждением - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.05.2020 N087.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части выплаты ответчиком полной компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, суд первой инстанции руководствовался статьями 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, пришел к выводу о том, что Курбатов Р.Р. имеет право на компенсацию расходов за приобретенные им технические средства реабилитации, и исходил из того, что Курбатов Р.Р. приобрел средства реабилитации с учетом конкретных характеристик протезов, и последними исполненными Государственными контрактами, по которым осуществлялось приобретение протезов с однородными характеристиками, а именно, контракт от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому ГУ - Севастопольским региональным отделением ФСС РФ приобретен "протез бедра модульный" по цене "данные изъяты", и контракт от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому ГУ - региональным отделением ФСС РФ по Республике Адыгея приобретен "протез голени модульный" по цене "данные изъяты". Также суд первой инстанции в обосновании мотивов принятия решения указал, что произведенные ответчиком выплаты в размере "данные изъяты" и "данные изъяты" не достаточны для восстановления прав истца.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Сославшись на положения статей 10, 11 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положения Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н, суд апелляционной инстанции указал, что протезы, рекомендованные Курбатову Р.Р. в индивидуальной программе реабилитации, присутствует в исполненном в полном объеме государственном контракте N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ. Именно он является последним, исполненным в полном объеме государственным контрактом на дату подачи истцом заявления о компенсации расходов за приобретенные протез бедра модульный и протез голени модульный, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. С учетом требований пункта 15(1) Правил и пункта 4 Порядка, максимально соответствующая сумма протеза бедра модульного в последнем исполненном контракте составляет "данные изъяты", а также протеза голени модульного - "данные изъяты", которые были перечислены ответчиком истцу.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции данный вывод суда апелляционной инстанции считает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ) предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона N181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона N181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил (в редакции на момент обращения Курбатова Р.Р. с заявлением о выплате компенсации - ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н.
Судом установлено, что Курбатов Р.Р. состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в Филиале N5 ГУ - Краснодарского регионального отделения ФСС РФ.
Курбатов Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ по почте направил заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации в ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N5), которые были получены ДД.ММ.ГГГГ.
Компенсация за самостоятельно приобретенные ТСР были перечислены ответчиком в сумме "данные изъяты" и "данные изъяты" соответственно.
Ответчик полагает, что применение государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ГУ - Севастопольским региональным отделением ФСС РФ, а также государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Адыгея, не соответствует Порядку, в то время как Курбатову Р.Р. правомерно произведена выплата на основании последней закупки аналогичных ТСР согласно контракту N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н (в редакции, действующей на момент обращения Курбатова Р.Р. с заявлением о выплате компенсации - ДД.ММ.ГГГГ), компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 N86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р, в разделе "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).
В Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N86н, предусмотрен протез бедра модульный (8-07-10), и протез голени модульный (8-07-09).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 Порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средств; реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ N (ИПР) установлено, что Курбатов Р.Р. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации (далее - ТСР) в виде: 8-07-10 протеза бедра модульного и 8-07-09 протеза голени модульного.
Согласно Классификации, ТСР подразделяются на виды и наименования с присвоением определенного цифрового кода (шифра) виду ТСР.
Порядок разработки ИПРА утвержден Приказом Минтруда России от 13.06.2017 N486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", действующий до 7 августа 2023 года (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 26 июня 2023 года N545н) (далее - Порядок N486н).
Согласно пункта 5 Порядка N486н, разработка ИПРА включает этапы: проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; оценка реабилитационного и абилитационного потенциала; определение реабилитационного и абилитационного прогноза; определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей.
Согласно пункта 6 Порядка N486н разработка ИПРА инвалида осуществляется специалистами Бюро медико-социальной экспертизы в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, на основании Перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.03.2021 N106н (далее - Перечень) указано, что протезы с микропроцессорным управлением подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, трудовой деятельности. Протезы верхних конечностей с микропроцессорным управлением подбираются инвалиду, с учетом электрической активности управляющих мышц культи и мышц - антагонистов, при условии использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.
ИПРА инвалида имеет утвержденную форму (является Приложением N 2 к Приказу Минтруда России от 13.06.2017 N486н) и не допускает внесения в нее дополнительной информации. Таким образом, именно Фонд социального страхования является тем уполномоченным органом, к компетенции которого законодатель относит определение размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР, исходя из конкретных характеристик изготовленного протеза, так как в ИПРА инвалида их не содержится.
Для изготовления протеза Курбатов Р.Р. обратился в компанию ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (далее - ООО "ЮРЦПО"), где был осмотрен, обследован комиссией (Акт медико-технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), и ему были рекомендованы протезы в определенной комплектации, которые он в последующем и заказал.
Курбатов Р.Р. заключил с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (ООО "ЮРЦПО") договор N от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел: 8-07-10 протез бедра модульный на сумму "данные изъяты". Обязательство по оплате ТСР исполнено им в полном объеме и подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. ТСР получено Курбатовы Р.Р. (Акт сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ N, товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ N N).
Также, Курбатов Р.Р. заключил с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (ООО "ЮРЦПО") договор N от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел: 8-07-09 протез голени модульный на сумму "данные изъяты". Обязательство по оплате ТСР исполнено им в полном объеме и подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. ТСР получено Курбатовы Р.Р. (Акт сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ N, товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ N N).
Курбатов Р.Р. при самостоятельном приобретении протезов руководствовался индивидуальными потребностями, утвержденной ИПР, Актом медико-технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и приобрел протезы в следующей модификации, аналогичной по наименованию, виду, техническим характеристикам и цене, указанным в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ N и государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ N.
При этом, компенсация выплачена ответчиком в размере "данные изъяты" и "данные изъяты" соответственно. Указанные компенсации предусмотрены за протез бедра модульный и протез голени модульный соответственно согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенному ГУ - Краснодарским региональным отделением ФСС РФ.
Описанные в государственных контрактах технические средства реабилитации обладают разными характеристиками, позволяющими обеспечить разным инвалидам, индивидуальную требующую конкретному человеку степень реабилитации с учетом индивидуальных медико-технических показаний.
В решении суда первой инстанции приведен подробный анализ характеристик ТСР, как приобретенных Курбатовым Р.Р, так и приобретенных ГУ - Севастопольское региональное отделение ФСС РФ, ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Адыгея, а также ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ по соответствующим государственным контрактам.
Следовательно, учитывая очевидную разницу в характеристиках сравниваемых протезов с техническими решениями (характеристиками) протезов, приобретенных по контракту от ДД.ММ.ГГГГ N (позиции N и N описания объекта закупки) использовались для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности того инвалида, который обеспечивался протезами по этому контракту.
Государственный контракт N, в отличие от государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N и государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, не содержит протеза с характеристиками, максимально приближенными к характеристикам протезов, приобретенных Курбатовым Р.Р.
Истцу же показаны иные специальные технические решения, которые присутствуют в назначенных ему медико-технической комиссией протезного предприятия и приобретенных за собственный счет протезах и которые позволяют компенсировать и (или) устранить имеющиеся именно у истца ограничения жизнедеятельности и полностью или частично восстановить его способность к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (статья 9 Федерального закона N181-ФЗ).
Таким образом, разница между протезами существенная, специалистами ответчика расчет произведен субъективно, без учета индивидуальных потребностей инвалида, не сопоставлены технические и функциональные характеристики приобретенных протезов и протезов, приобретенных ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ в рамках последнего заключенного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N. В результате Курбатов Р.Р. не получил значительную часть затраченных средств на покупку ТСР.
В связи с тем, что ГУ - Краснодарским региональным отделением ФСС РФ не осуществлялась закупка протезов с аналогичными характеристиками, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что стоимость приобретенных инвалидом протезов должна определяться по результатам проведения последней по времени закупки, проведенной ГУ - Севастопольским региональным отделением ФСС РФ и ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Адыгея.
При этом, Республика Адыгея, равно как и город Севастополь входят в состав Южного федерального округа, в котором проживает инвалид.
В связи с чем, суд первой инстанции верно признал обоснованными и удовлетворил требования истца о взыскании недоплаченной суммы компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР.
Судебная коллегия отмечает, что заключением медико-технической экспертизы ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ установлено, что приобретенные истцом технические средства (изделия): протез бедра модульный и протез голени модульный соответствуют классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р.
Таким образом, протез бедра и протез голени приобретены истцом на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документы, подтверждающие расходы по приобретению технических средств реабилитации и (или) оказанию услуги, им представлены, имеется заключение медико-технической экспертизы о нуждаемости Курбатова Р.Р. в приобретении указанных технических средств реабилитации с целью улучшения качества жизни пациента.
Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции о необходимости при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации руководствоваться государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ N, судебная коллегия находит неверным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Так, приходя к указанному выводу, суд первой инстанции руководствовался Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 N 57н.
Однако, судом апелляционной инстанции не учтены изменения, внесенные в указанный порядок Приказом Минтруда России от 08.10.2021 N693н внесены изменения в указанный Порядок, которые действуют с 8 ноября 2021 года. С учетом того, что истец обратился с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации инвалида в феврале 2022 года, суду апелляционной инстанции следовало руководствоваться Порядком, в редакции на момент обращения инвалида с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Между тем, в соответствии с новой редакцией Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации. Суд апелляционной инстанции не учел, что протез бедра и протез голени, изготовленные для Курбатова Р.Р. протезной организацией ООО "ЮРЦПО", и протезы, приобретенные ответчиком по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N, при сопоставлении технических характеристик, не являются однородными.
Понятие однородности товара дано в пункте 14 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где указано, что однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции.
Характеристики самостоятельно приобретенных Курбатовым Р.Р. протезов и протезов, являющихся предметом контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, подробно исследовались судом первой инстанции, на основании чего суд сделал правильный вывод об их неоднородности, невозможности протезов, приобретенных ответчиком по контракту N выполнять функции, которые выполняют протезы, изготовленные инвалиду.
Поскольку ответчиком, протезы, однородные протезам, самостоятельно приобретенным Курбатовым Р.Р. в течение предшествующих трех лет до подачи заявки на компенсацию не закупались, суд первой инстанции обоснованно взыскал затраты инвалида на приобретение ТСР исходя из стоимости аналогичного (по техническим характеристикам) протезам, приобретенным другим региональным отделением ФСС субъекта, входящего в состав Южного федерального округа, как последним исполненным в полном объеме на дату подачи Курбатовым Р.Р. заявления о выплате такой компенсации.
Разрешая спор, суд первой инстанции установилсовокупность юридически значимых обстоятельств, а именно: наличие у Курбатова Р.Р. статуса инвалида, нуждаемость его в приобретенных средствах реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, обязанность государственных органов по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, которая не была исполнена государством, в результате чего пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Отказ в возмещении Курбатову Р.Р. расходов на приобретение технических средств реабилитации инвалидов в полном объеме нарушает право истца на бесплатное приобретение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета и гарантированное государством в рамках реализации Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и идет вразрез с нормами статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государства - участники Конвенции, к которым относится и Российская Федерация, должны принимать все необходимые меры для обеспечения разумного приспособления в целях поощрения равенства и ликвидации дискриминации.
Статья 26 Конвенции о правах инвалидов, где речь идет об абилитации и реабилитации, предусматривает, что "государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни" посредством осуществления комплексных абилитационных и реабилитационных услуг и программ таким образом, чтобы эти услуги и программы "начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида"
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 июня 2023 года отменить, оставив в силе решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 13 декабря 2022 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 июня 2023 года отменить, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 13 декабря 2022 года.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи С.А. Губарева
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.