Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.В. Бетрозовой, М.А. Парасотченко, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чолахян Анны Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении досрочной страховой пенсии с момента первоначального обращения, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 марта 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Чолахян А.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении досрочной страховой пенсии с момента первоначального обращения, указав в обоснование заявленных исковых требований, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ГУ ОПФР по Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Не согласившись с указанным отказом, Чолахян А.Ю. обратилась в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону с исковым заявлением о включении в льготный страховой стаж периодов, обязании ГУ ОПФР назначить досрочную пенсию по старости.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22.09.2022г. исковые требования Чолахян А.Ю. удовлетворены частично.
Истец полагает, что поскольку на момент первоначального обращения (13.04.2022 года) в пенсионный орган, она имела необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 cт. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", то соответственно приобрела право на досрочною пенсию со дня первоначального обращения.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Протокольным определением суда от 13 марта 2023 г. в связи реорганизацией произведена замена, ответчика с Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 мая 2023г. исковые требования Чолахян А.Ю. удовлетворены.
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области назначить и выплачивать Чолахян Анне Юрьевне страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13.04.2022.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 июня 2023 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 марта 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области не согласно с решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону и апелляционным определением Ростовского областного суда, так как решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, нарушающим законные права и интересы ОСФР по Ростовской области, а также подлежащем отмене, также выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Чолахян А.Ю. обратилась в ОПФР по Ростовской области с заявлением за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ.
Решением Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, требуемой продолжительности.
Документально подтвержденный специальный стаж Чолахян А.Ю. составил 22 года 06 месяцев 11 дней, при требуемом 25 лет.
Указанным решением в специальный страховой стаж Чолахян А.Ю. не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - период работы в должности воспитателя в д/к N Ростовское н/д производственное кожгалантерейное объединение, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ... с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности воспитателя в МБДОУ "Центр развития ребенка N", что явилось снованием для обращения в суд.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22.09.2022г. исковые требования Чолахян А.Ю. к Государственному Учреждению-Отделению Пенсионного фонда РФ по Ростовской области об обязании включения периодов работы удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области возложена обязанность включить в специальный стаж работы Чолахян Анны Юрьевны дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве воспитателя в д/к N Ростовское н/д производственное кожгалантерейное объединение, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности воспитателя в МБДОУ "Центр развития ребенка N.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ. Чолахян А.Ю. назначена досрочная страховая пенсия в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня попечения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 года N 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 546н).
Пунктом 15 Правил N 546н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; переводит документы, поступившие для установления пенсии на бумажном носителе, в электронную (цифровую) форму; оформляет выписку из индивидуальною лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата подачи заявления, способ подачи заявления, дата приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления (для заявления о назначении страховой пенсии оказывает срок представления документов, недостающих для подтверждения права на страховую пенсию), перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Согласно п.18 Правил N 546н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает опенку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета: проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам иди органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местною самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения: принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об
отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; возвращает заявителю подлинники представленных им документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Пунктом 19 Правил N 546н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ею компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с счетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Чолахян А.Ю. обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями к ответчику, указывала, что заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости первоначально было подано ею в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ. Принимая решение по этому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ N. Ответчик необоснованно не включил в специальный страховой стаж периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности воспитателя в д/к N Ростовское н/д производственное кожгалантерейное объединение, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МБДОУ "Центр развития ребенка N 273". В связи с изложенным, истец была вынуждена в судебном порядке защищать своё право на пенсионное обеспечение. С учётом периодов, включённых в её специальный страховой стаж решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22.09.2022г. у Чолахян А.Ю. имелось право на досрочное назначение страховой пенсии по старости уже на момент принятия пенсионным органом решения об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии.
Однако до вступления в силу названного судебного акта истец из-за необоснованного невключения ей пенсионным органом в специальный стаж периодов её работы фактически была лишена возможности реализовать своё право на назначение досрочной страховой пенсии с момента его возникновения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, поскольку Чолахян А.Ю. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ. и на тот момент с учётом включённых решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону периодов, ее стаж в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил более 25 лет, досрочная страховая пенсия по старости должна быть назначена с момента возникновения у неё права на досрочную страховую пенсию по старости, а не с момента повторной подачи ею заявления в пенсионный орган после признания судом незаконным решения пенсионного органа. Такой датой возникновения права досрочную страховую пенсию по старости у истца является ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что ответчиком неправильно произведена оценка пенсионных прав истца, а также не исполнена обязанность по даче разъяснений истцу, как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие конкретно документы, содержащие сведения в отношении занимаемых ею должностей, в спорные периоды, на которых она работала, необходимо ей предоставить с целью включения спорных периодов в специальный страховой стаж в соответствии
с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, нарушающим законные права и интересы ОСФР по Ростовской области, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и им неправильно применены нормы материального права выражают субъективную позицию подателя жалобы и не являются основанием для отмены постановленного решения суда первой инстанции, а также апелляционного определения суда апелляционной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи, с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 марта 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.В. Бетрозова
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.