Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Богатых О.П, с участием прокурора Пономаревой П.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц к комитету здравоохранения Волгоградской области и государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Иловлинская центральная районная больница" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости объекта здравоохранения по кассационной жалобе представителя комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО5 на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора Пономаревой П.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищённости объектов здравоохранения ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", в ходе которой установлено, что одним из структурных подразделений последнего является Чернозубовский| фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: "адрес". Указанному объекту здравоохранения после проведения обследования присвоена 4 категория опасности. ДД.ММ.ГГГГ утверждён паспорт безопасности ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" Чернозубовский| ФАП, которым указано на необходимость проведения мероприятий по антитеррористической защищённости объекта.
Срок завершения указанных выше мероприятий по обеспечению "антитеррористической защищённости объекта здравоохранения истёк ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района по фактам невыполнения в полном объёме мероприятий антитеррористической защищённости объектов здравоохранения ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" внесено представление в адрес главного врача ГБУЗ "Иловлинская НРБ".
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Чернозубовском ФАП отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учётом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на Облздрав обязанность в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу, осуществить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности объекта здравоохранения Чернозубовский| ФАП ГБУЗ "Иловлзнская ЦРБ"; на ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" возложить обязанность выполнить спорные мероприятия в срок не позднее двух месяцев с момента финансирования Обздравом указанных мероприятий.
Решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2023 года иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворен.
Суд обязал комитет здравоохранения Волгоградской области в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование мероприятий антитеррористической защищённости объекта здравоохранения - Чернозубовский| фельдшерско- акушерский пункт ГБУЗ "Иловлинская центральная районная больница".
Суд обязал ГБУЗ "Иловлинская центральная районная больница" в срок не позднее трех месяцев с момента финансирования комитетом здравоохранения Волгоградской области провести мероприятия антитеррористической защищённости на объекте здравоохранения Чернозубовский| фельдшерско-акушерский пункт ГБУЗ "Иловлинская центральная районная больница": оборудовать системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критический элемент объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 августа 2023 года решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО5 просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь в обоснование на то, что выводы судов о нарушении комитетом здравоохранения Волгоградской области действующего законодательства основаны на неверном толковании и применении норм права, поскольку выводы о возложение обязанности на комитет обеспечить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности объекта здравоохранения - Чернозубовский| фельдшерско-акушерский пункт ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", являются неконкретными и незаконными.
Из решения невозможно определить объем необходимых для исполнения Облздравом решения денежных средств, так как данный объем возможно установить только после изготовления ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" сметной документации. Однако, такой обязанности и сроков для данных мероприятий ничем не установлено.
Также, судами при рассмотрении дела не была дана оценка возможности установки системы видеонаблюдения в рамках средств ОМС за счет расходов на оплату работ и услуг по содержанию имущества, так как данные работы сжигаются текущими.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явилась прокурор Пономарева П.Г.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора Пономаревой П.Г, высказавшей мнение о законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 152 утверждено Положение о комитете здравоохранения Волгоградской области.
В силу пункта 1 Положения N 152, комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, который, в том числе, принимает участие в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму и терроризму в пределах своей компетенции (пункт 2.1.51).
Согласно пункту 2.1.37 Положения N 152, комитет осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему государственных учреждений в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2.1.39 Положения N 152, комитет обладает функциями главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к его ведению.
ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" является государственным бюджетным учреждением Волгоградской области, основным предметом деятельности которого является оказание медицинской помощи взрослому, детскому населению.
В соответствии с пунктом 1.4. Устава ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", утвержденного приказом комитета здравоохранения "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, функции и полномочия учредителя осуществляет комитет здравоохранения Волгоградской области.
Как следует из пункта 3.2. Устава ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" государственные задания для учреждения в соответствии с основными видами деятельности формируются и утверждаются учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета (пункт 4.14 Устава).
В соответствии с пунктом 1.10 Устава, в состав ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" входит обособленное структурное подразделение Чернозубовский фельдшерско - акушерский пункт, расположенный по адресу: "адрес" (п.п. 1.10.4.13. Устава), не имеющий статуса юридического лица.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка деятельности объекта здравоохранения - ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" Чернозубовский ФАП в сфере соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения обследования и категорирования данному, объекту здравоохранения присвоена 4 категория опасности, ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт безопасности, в котором содержатся рекомендации по обеспечению антитеррористической безопасности.
Так, в нарушение п.п. "б" п. 16 Требований N на момент проверки система видеонаблюдения Чернозубовском ФАП не установлена, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ главному врачу ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" внесено представление N, которое до настоящего времени не исполнено, что объективно подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств устранения вышеуказанных нарушений ответчиками не представлено.
В соответствии с полученными коммерческими предложениями начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг на поставку, монтаж и пусконаладочные работы системы видеонаблюдения объекта здравоохранения - Чернозубовский ФАП составляет "данные изъяты".
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" имеет кредиторскую задолженность в размере "данные изъяты", Разрешая заявленные прокурором требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года N 8, Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пришел к выводу, что ответчиками не принято необходимых мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта здравоохранения Чернозубовский фельдшерско-акушерский пункт. Указанное может способствовать совершению противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем на Комитет здравоохранения Волгоградской области возложена обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности объекта здравоохранения, а на медицинское учреждение - в срок не позднее трех месяцев с момента финансирования Комитетом провести мероприятия антитеррористической защищенности на объекте.
Волгоградский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что непринятие мер по антитеррористической защищенности объекта - Чернозубовский фельдшерско-акушерский пункт со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья, создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Разрешая заявленные прокурором требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года N 8, Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пришел к выводу, что ответчиками не принято необходимых мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта здравоохранения Чернозубовский фельдшерско-акушерский пункт. Указанное может способствовать совершению противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем на Комитет здравоохранения Волгоградской области возложена обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности объекта здравоохранения, а на медицинское учреждение - в срок не позднее трех месяцев с момента финансирования Комитетом провести мероприятия антитеррористической защищенности на объекте.
В соответствии с пунктами 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритете мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу пункта 4 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года N 8, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В пункте 14 Требований указано, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (пп. "б" п. 16 указанных Требований).
Согласно частям 2, 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований действующего законодательства об антитеррористической направленности ответчиками не устранены. Указанное негативно влияет на обеспечение антитеррористической защищенности объекта от актов незаконного вмешательства.
Террористический акт в медицинском учреждении может повлечь причинение крупного имущественного ущерба, дестабилизацию работы Чернозубовского фельдшерско-акушерский пункта, угрозу жизни и здоровья людей.
Поскольку доказательств устранения нарушений не представлено, суды пришли к правильным выводам об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о неисполнимости судебных актов ввиду недостаточности установленного судом срока исполнения с учетом предусмотренного бюджетным законодательством порядка выделения бюджетных ассигнований, а также невозможность определить объем необходимых для выделения Комитетом денежных средств, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили должную правовую оценку, мотивированно отклонены.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что, устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика. Доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда в установленный судом срок не представлено, срок выполнения антитеррористических мероприятий истек ДД.ММ.ГГГГ.
Также, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает не состоятельным довод о необходимости указания суммы денежных средств в резолютивной части решения суда, необходимых для выделения Комитетом на цели устранения нарушений, указанное не свидетельствует о неисполнимости решения суда. Конкретный объем финансирования для выполнения мероприятий определяется ответчиками в рамках исполнения вступившего в законную силу состоявшегося судебного акта. Спор об объеме необходимых денежных средств, подлежащих выделению, предметом иска не являлся.
Ссылка в жалобе на то, что денежные средства для устранения нарушений подлежат изысканию за счет финансирования деятельности объектов здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования - также не может быть принята во внимание, так как не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
Аргументы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию ее подателя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств.
Между тем, полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывал истец свои возражения в судах первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.