Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Богатых О.П, с участием прокурора Пономаревой П.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц к комитету здравоохранения Волгоградской области и государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Иловлинская центральная районная больница" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости объекта здравоохранения по кассационной жалобе представителя комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО5 на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищённости объектов здравоохранения ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", в ходе которой установлено, что одним из структурных подразделений последнего является Писарёвский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: "адрес". Указанному объекту здравоохранения после проведения обследования присвоена 4 категория опасности. ДД.ММ.ГГГГ утверждён паспорт безопасности ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" Писарёвский ФАП, которым указано на необходимость проведения мероприятий по антитеррористической защищённости объекта.
Срок завершения указанных выше мероприятий по обеспечению "антитеррористической защищённости объекта здравоохранения истёк ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района по фактам невыполнения в полном объёме мероприятий антитеррористической защищённости объектов здравоохранения ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" внесено представление в адрес главного врача ГБУЗ "Иловлинская НРБ".
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Писарёвском ФАП отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учётом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на Облздрав обязанность в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу, осуществить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности объекта здравоохранения Писарёвский ФАП ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ"; на ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" возложить обязанность выполнить спорные мероприятия в срок не позднее двух месяцев с момента финансирования Обздравом указанных мероприятий.
Решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2023 года иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворен.
Суд обязал комитет здравоохранения Волгоградской области в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование мероприятий антитеррористической защищённости объекта здравоохранения - Писарёвский фельдшерско- акушерский пункт ГБУЗ "Иловлинская центральная районная больница".
Суд обязал ГБУЗ "Иловлинская центральная районная больница" в срок не позднее трех месяцев с момента финансирования комитетом здравоохранения Волгоградской области провести мероприятия антитеррористической защищённости на объекте здравоохранения Писаревский фельдшерско-акушерский пункт ГБУЗ "Иловлинская центральная районная больница": оборудовать системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критический элемент объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 августа 2023 года решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО5 просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь в обоснование на то, что выводы судов о нарушении комитетом здравоохранения Волгоградской области действующего законодательства основаны на неверном толковании и применении норм права, поскольку выводы о возложение обязанности на комитет обеспечить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности объекта здравоохранения - Писаревский фельдшерско-акушерский пункт ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", являются неконкретными и незаконными.
Из решения невозможно определить объем необходимых для исполнения Облздравом решения денежных средств, так как данный объем возможно установить только после изготовления ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" сметной документации. Однако, такой обязанности и сроков для данных мероприятий ничем не установлено.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явилась прокурор ФИО6
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора ФИО6, высказавшей мнение о законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Писарёвский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: "адрес", является структурным подразделением ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ".
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведённого межведомственной комиссией обследования объекта здравоохранения - Писарёвский ФАП, утверждён паспорт его безопасности, в соответствии с которым данному объекту присвоена четвёртая категория опасности.
При этом указанный выше паспорт безопасности содержит сведения о необходимости выполнения мероприятий в целях обеспечения, а именно: определить должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищённости объекта (территории); оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учётом количества в устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критический элемент объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; обеспечить контроль за выполнением мероприятий по антитеррористической защищённости объекта (территории); организовать обеспечение информационной безопасности, разработать и реализовать меры, исключающие несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта; обеспечить защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости объекта (территории), которое достигается посредством: установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения; ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации.
Согласно утверждённому ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" плану мероприятий по устранению несоответствий, выявленных ДД.ММ.ГГГГ в ходе категорирования и паспортизации Писарёвского ФАП, запланированные на третий квартал 2020 года мероприятия по оборудованию Писарёвского ФАП системой видеонаблюдения, позволяющей с учётом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критический элемент объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, не выполнено.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищённости, в ходе которой установлено, что объект здравоохранения - Писарёвский ФАП не оборудован системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес главного врача ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере противодействия терроризму.
Однако указанные нарушения исполнения законодательства об антитеррористической защищённости до настоящего времени не устранены.
Сведениями ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", изложенными в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. N, подтверждено, что Писарёвский ФАП не оборудован системой видеонаблюдения, позволяющей с учётом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, по причине отсутствия финансовых средств на закупку оборудования стоимостью "данные изъяты".
В соответствии с пунктом 1.4 Устава ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" функции и полномочия учредителя ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" осуществляет комитет здравоохранения Волгоградской области.
Исходя из положений пункта 3.2 Устава к компетенции учредителя отнесено утверждение государственных заданий для учреждения в соответствии с основными видами деятельности; осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета (пункт 4.14 устава).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" имеет кредиторскую задолженность, значительно превышавшую стоимость оборудования системы видеонаблюдения.
Разрешая заявленные прокурором требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года N 8, Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пришел к выводу, что ответчиками не принято необходимых мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта здравоохранения Писарёвский фельдшерско-акушерский пункт. Указанное может способствовать совершению противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем на Комитет здравоохранения Волгоградской области возложена обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности объекта здравоохранения, а на медицинское учреждение - в срок не позднее трех месяцев с момента финансирования Комитетом провести мероприятия антитеррористической защищенности на объекте.
Волгоградский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что непринятие мер по антитеррористической защищенности объекта - Писарёвский фельдшерско-акушерский пункт со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья, создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
В соответствии с пунктами 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритете мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу пункта 4 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года N 8, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В пункте 14 Требований указано, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (пп. "б" п. 16 указанных Требований).
Согласно частям 2, 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований действующего законодательства об антитеррористической направленности ответчиками не устранены. Указанное негативно влияет на обеспечение антитеррористической защищенности объекта от актов незаконного вмешательства.
Террористический акт в медицинском учреждении может повлечь причинение крупного имущественного ущерба, дестабилизацию работы Писарёвского фельдшерско-акушерский пункта, угрозу жизни и здоровья людей.
Поскольку доказательств устранения нарушений не представлено, суды пришли к правильным выводам об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о неисполнимости судебных актов ввиду недостаточности установленного судом срока исполнения с учетом предусмотренного бюджетным законодательством порядка выделения бюджетных ассигнований, а также невозможность определить объем необходимых для выделения Комитетом денежных средств, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили должную правовую оценку, мотивированно отклонены.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что, устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика. Доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда в установленный судом срок не представлено, срок выполнения антитеррористических мероприятий истек ДД.ММ.ГГГГ.
Также, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает не состоятельным довод о необходимости указания суммы денежных средств в резолютивной части решения суда, необходимых для выделения Комитетом на цели устранения нарушений, указанное не свидетельствует о неисполнимости решения суда. Конкретный объем финансирования для выполнения мероприятий определяется ответчиками в рамках исполнения вступившего в законную силу состоявшегося судебного акта. Спор об объеме необходимых денежных средств, подлежащих выделению, предметом иска не являлся.
Ссылка в жалобе на то, что денежные средства для устранения нарушений подлежат изысканию за счет финансирования деятельности объектов здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования - также не может быть принята во внимание, так как не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
Аргументы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию ее подателя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств.
Между тем, полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывал истец свои возражения в судах первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.