Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу и дополнения к ней защитника Запеченко А.Д., действующей в интересах Меликяна Ш.И., на вступившие в законную силу постановление судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 5 октября 2023 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 октября 2023 года, вынесенные в отношении Меликяна Шагена Ишхановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 5 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 20 октября 2023 года, гражданин Армении Меликян Ш.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении Меликяна Ш.И. по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Меликяна Ш.И. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток (пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 4 октября 2023 года в 11 часов 00 мин по адресу: Краснодарский край. г. Туапсе, ул. Коммунистическая, 4, был выявлен гражданин Армении Меликян Ш.И, который нарушил режим пребывания в Российской Федерации, уклонившись от выезда, по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации, а именно: Меликян Ш.И. прибыл на территорию Российской Федерации 16 октября 2022 года и состоял на миграционном учете с 11 ноября 2022 года по 13 января 2023 года (по адресу: Туапсинский район, с.Ольгинка, ул 1-мкр, д.4 кв.28), выехал 4 января 2023 года из Российской Федерации и в тот же день въехал на территорию Российской Федерации и пребывал на территории Российской Федерации с 4 января 2023 года по 31 марта 2023 года, то есть превысил срок временного пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.
16 июля 2023 года въехал на территорию Российской Федерации, поставлен на миграционный учет с 20 июля 2023 года по 13 октября 2023 года.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.1), копией паспорта гражданина Республики Армения (л.д.2-4), копией миграционной карты (л.д.5), копией бланка уведомления о прибытии (л.д.6), сведениями из ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д.12-14) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Меликяна Ш.И. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
При этом судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, достаточных мер к тому, чтобы узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации Меликяном Ш.И. предпринято не было, заявлений о признании гражданином Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации или о выдаче вида на жительство им не подано. С настоящей жалобой такие сведения не представлены. Учитывая действующий порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, источника дохода названное лицо не имеет.
Суждение заявителя о том, что Меликяном Ш.И. заключен брак с нею, гражданкой Российской Федерации, не является основанием к невозможности применения к Меликяну Ш.И. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В процессуальных документах и в ходе рассмотрения судьей городского суда данного дела Меликян Ш.И. на семейное положение не ссылался, адрес проживания: Краснодарский край, Туапсинский район, с.Щепси, ул. Садовая 1, кв.42, привел как временный, и при этом не указывал о совместном проживании с супругой Запеченко А.Д, также им не представлено доказательств материального содержания его семьи.
Само по себе проживание на территории Российской Федерации родственников иностранного гражданина, в том числе супруги (в отсутствие доказательств заключения брака и содержания семьи), а также отца, получившего гражданство Российской Федерации, не свидетельствует наличии устойчивых семейных отношений, и не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы, поэтому утверждение защитника Запеченко А.Д. о том, что назначенное Меликяну Ш.И. административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на семейную жизнь применительно к требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), обоснованно отклонено нижестоящими судебными инстанциями.
Исключительные обстоятельства, которые бы служили основанием для исключения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с требованиями норм международного права, Конституции Российской Федерации в данном случае отсутствуют.
Приложенные в дополнение к жалобе документы, в частности, выписка из стационара от 8 декабря 2023 года больного Запеченко А.Д. и справка врачебной комиссии ВК N408 от 29 ноября 2023 года в отношении Меликяна И.Ш, к исключительным обстоятельствам не относятся и не влекут освобождение Меликяна Ш.И. от административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы настоящей жалобы с дополнениями направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Меликяна Ш.И. объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения и соразмерности назначенного наказания. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Срок давности и порядок привлечения Меликяна Ш.И. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции вменяемого правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 5 октября 2023 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 октября 2023 года, вынесенные в отношении Меликяна Шагена Ишхановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу и дополнения к ней защитника Запеченко А.Д.- без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Кошевой В.С. N 5-280/2023
судья краевого суда Попова С.Г. N 12-1323/2023
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-1536/2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.