Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Домашний очаг" (далее также - ООО "УК Домашний очаг"), поданную 25 декабря 2023 г, на решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 27 июня 2023 г, по административному делу N 2а-85/2023 по административному исковому заявлению Прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации городского округа "Город Чита", Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Монолит", Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ингода", Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Домашний очаг" незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения прокурора Афонина А.В, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в Железнодорожный районный суд г. Читы с административным исковым заявлением, уточнив заявленные требования, о признании бездействия администрации городского округа "Город Чита", выразившегося в непринятии мер по обустройству контейнерной площадки на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", незаконным; о возложении на администрацию городского округа "Город Чита" на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к обустройству контейнерной площадки, а именно обеспечить твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, оборудовать крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков; о возложении обязанности на ООО УК "Домашний очаг" на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", ООО УК "Монолит" на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", на ООО УК "Ингода" на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес" в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к обустройству контейнерных площадок, а именно обеспечить твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, с трех сторон, высотой не менее 1, 5 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, оборудовать крышей, не допускающей попадания в контейнеры атмосферных осадков.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района 29.06.2022 проведена проверка исполнения администрацией городского округа "Город Чита" законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологических норм, в ходе которой установлено, что обустройство контейнерных площадок, расположенных по адресам: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", не соответствует санитарно-эпидемиологическому законодательству. В нарушение СанПиН 2.1.3684-21 контейнерная площадка по "адрес" не обеспечена подъездными путями; контейнерные площадки, расположенные по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", не имеют ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
Определением Железнодорожного районного суда г. Читы от 27.06.2023 принят отказ прокурора Железнодорожного района г. Читы от административных исковых требований к администрации городского округа "Город Чита" в части признания незаконным бездействия администрации городского округа "Город Чита", выразившееся в непринятии мер по обустройству подъездных путей к контейнерной площадке по адресу: "адрес", производство по делу в данной части прекращено.
Решением Железнодорожного районного суда г. Читы от 27.06.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13.09.2023, в удовлетворении административного иска к администрации городского округа "Город Чита" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обустройству контейнерной площадки, а так же, в удовлетворении административных требований к УК "Ингода" отказано. Административные требования к ООО УК "Домашний очаг", ООО УК "Монолит" о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок удовлетворены частично, на ООО УК "Домашний очаг" (земельный участок с кадастровым номером N, по адресу: "адрес"), ООО УК "Монолит" (земельный участок с кадастровым номером N, по адресу: "адрес") возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к обустройству контейнерных площадок, а именно обеспечить ограждением с трех сторон высотой не менее 1, 5 м, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки и оборудовать крышей, не допускающей попадания в контейнеры атмосферных осадков, в удовлетворении остальной части административных требований к ООО УК "Домашний очаг", к ООО УК "Монолит" отказано.
В кассационной жалобе ООО УК "Домашний очаг" ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности на ООО "УК Домашний очаг" провести обустройство контейнерной площадки на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", а именно обеспечить ограждением с трех сторон высотой не менее 1, 5 м, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки и оборудовать крышей, не допускающей попадания в контейнеры атмосферных осадков.
В обоснование жалобы, повторяя изложенную по делу позицию, указывают, что суды первой и апелляционной инстанции не дали должной правовой оценки доводам заявителя, о том, что в соответствии с распоряжением Комитета городского хозяйства администрации городского округа "город Чита" от 05.10.2023 за N 334-р "Об определении управляющей компании для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками не выбран способ управления", на ООО "УК Домашний очаг" возложена обязанность осуществлять временное управление многоквартирным домом по адресу: "адрес", оказывая минимальный спектр услуг и аварийное обеспечение многоквартирному дому, то есть ООО "УК Домашний очаг" поддерживает имеющие состояния МКД, до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса. Полагают, возложенная на ООО "УК Домашний очаг" обязанность по обустройству контейнерной площадки на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу "адрес", является необоснованной, и должна быть возложена на администрацию городского округа "Город Чита". Кроме того, указывают, что согласно представленному перечню мест разрешения (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа "Город Чита" утверждённых и.о. руководителя администрации городского округа "Город Чита", содержатся сведения о нахождении мест ТКО по "адрес" качестве управляющей организации указана УК "Домремстрой".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления от 09.07.2020 N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только решения суда первой инстанции и не представлено доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ установлено, что суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются.
Учитывая указанные требования процессуального закона, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проверяет законность судебных актов решения Железнодорожного районного суда г. Читы от 27.06.2023 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13.09.2023, только в той части, в которой они обжалуется.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Забайкальского края, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", собственникам жилых помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
На основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил определение временной управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, содержащим, в том числе, перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; размер платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего им помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно- коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Соответствующие Методические рекомендации утверждены Приказом Минстроя России от 06.04.2018 N 213/пр.
Согласно пункту 3.2. Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" N 30 от 27.12.2022 "Об установлении размера платы за помещение в многоквартирном доме" для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников помещений, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом, городского округа "Город Чита" в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту помещений в многоквартирном доме включены работы по содержанию контейнерной площадки, в такие работы входит: уборка мусора и текущий ремонт (пункт 2.1 Приложения N 5).
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 56195-2014 "Услуги жилищно- коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2014 N 1447-ст, к работам, входящим в услугу текущего содержания относится, в том числе, обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" от 14.07.2022 N174-р с учетом изменений, внесенных распоряжением от 21.07.2022 N 177-р, для временного управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания, в том числе многоквартирным домом по адресу: "адрес", определена управляющая компания ООО УК "Домашний очаг"; сведения о нахождении места ТКО по "адрес" содержатся в перечне мест размещения (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа "Город Чита", утвержденных и.о. руководителя администрации городского округа "Город Чита"; границы земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес" определены, земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", сформирован и поставлен на кадастровый учет 26.11.2005, указанный земельный участок в силу закона перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Разрешая требования, заявленные к ООО УК "Домашний очаг", суд первой инстанции, оценив представленные доводы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание в том числе, справку N от 23.01.2023 главного государственного инспектора Забайкальского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Забайкальского края; справку от 31.01.2023 N Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю; акт обследования N от 06.06.2023 Министерства природных ресурсов Забайкальского края; справку от 07.06.2023 N Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, установив, что контейнер по адресу: "адрес" не оборудован крышкой, а ограждение контейнерной площадки не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, контейнерная площадка по адресу: "адрес" имеет твердое бетонное покрытие, пришел к выводу, что обязанность по организации места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в рамках определенной органом местного самоуправления площадки несет управляющая компания, что явилось основанием для удовлетворения требований.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции в указанной части с выводами районного суда согласилась, отклонив доводы жалобы, о том что указанная управляющая компания не является управляющей компанией многоквартирного жилого дома по "адрес" в "адрес" и оказывает минимальный перечень услуг, в который не входит организация контейнерных площадок. А так же доводы на наличие сведений об управляющей организации УК "Домремстрой", указав на неактуальность данной информации.
Судебная коллегия кассационного суда полагает выводы судов в обжалуемой части правильными.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в обжалуемой части в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба ООО УК "Домашний очаг", удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 27.06.2023 и апелляционное определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13.09.2023, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 22 февраля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.