Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", поданную через суд первой инстанции 11 января 2024 г, на решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 3 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 19 октября 2023 г.
по административному делу N 2а-283/2023 по административному исковому заявлению Карпунина Евгения Николаевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Федеральной службе исполнения наказания о признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Карпунин Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, в части отсутствия горячей воды в камерах, ненадлежащими и взыскании с административного ответчика в его пользу денежной компенсации в размере 125000 рублей.
Требования мотивирует тем, что Карпунин Е.Н. с 1 декабря 2019 г. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 по Хабаровскому краю и содержится в помещении камерного типа. В камеру подведены трубы для подачи проточной горячей воды. Однако на протяжении всего периода его пребывания в исправительном учреждении вопреки нормам действующего законодательства и нормативно-правовым регламентам, проточная горячая вода в камерах ФКУ ИК-6 по Хабаровскому краю отсутствует, что существенно отягчает условия отбывания наказания. Считает, что вышеизложенные факты нарушают его права.
Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 3 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 19 октября 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено частично; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в его пользу взыскана компенсация за незаконное бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в подаче горячего водоснабжения ненадлежащего качества и отсутствии подачи горячего водоснабжения в камеры в размере 20 000 рублей.
В кассационной жалобе заявители просят отменить судебные акты и принять новое решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Карпунин Е.Н. с 1 декабря 2019 г. отбывает наказание "данные изъяты" лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Данная колония находится в п. Эльбан Хабаровского края, введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ как "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4".
В период с 1 декабря 2019 г. в камере, в которой отбывает наказание административный истец, горячее водоснабжение отсутствует. В период с октября 2021 г. по ноябрь 2021 г. подача горячей воды осуществлялась ненадлежащего качества. То есть горячая вода надлежащего качества не использовалась осужденным для личных и бытовых нужд с 1 декабря 2019 г. (как заявляет административный истец) по день обращения в суд с иском.
Для обеспечения колонии горячей водой построена газовая котельная, однако с 2012 г. до настоящего времени она не эксплуатируется, нагрев воды обеспечивается бойлерами накопительного типа, которыми оснащены только душевые, что подтверждается справкой о техническом состоянии газовой котельной горячего водоснабжения объекта ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 22 декабря 2021 г. N
С 7 октября 2021 г. в камеры и душевые подавалась горячая вода, забор которой производился из открытой системы отопления ООО "Шелтэк". В связи с низким качеством воды, подача в душевые была прекращена 25 ноября 2021 г, помывка в душевых осуществляется путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1, 5 кВт в количестве 25 шт. В камеры содержания вода из открытой системы отопления продолжала подаваться до 28 февраля 2022 г.
Суд установил, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, заключив государственный контракт с теплоснабжающей организацией, не определило качественные характеристики поставляемой горячей воды; допустило использование воды, не отвечающей гигиеническим нормативам и требованиям безопасности, безвредности для человека.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 10, части 1 и 2 статьи 12.1, статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 19.2.1, 19.2.5 Приказа Минстроя России от 20 октября 2017 г..N 1454/пр "Об утверждении свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования" (в двух частях)", пункта 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г..N 1034, пунктов 3-5 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г..N 642, Федерального закона от 7 декабря 2011 г..N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статей 1, 8, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказа Роспотребнадзора от 28 декабря 2012 г..N 1204 "Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды", подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г..N 1314, пунктов 2, 13, 14 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г..N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", исходил из того, что установленные судом обстоятельства свидетельствуют о содержании осужденного в ненадлежащих условиях, что влечет необходимость взыскания в пользу административного истца компенсации в размере 20 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что размер компенсации за ненадлежащее качество горячей воды в размере 20 000 рублей, является разумным и достаточным, оснований для увеличения данного размера, коллегия не усмотрела, поскольку определенный судом размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении соответствует характеру установленного нарушения, его продолжительности.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке заявителями обстоятельств дела.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, задачей ФСИН России является создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Пунктами 20.1 и 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 130-дсп, определено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками.
Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
В соответствии со статьёй 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
В пункте 14 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Учитывая вышеприведённое регулирование, фактические обстоятельства настоящего дела, выводы судов о нарушении прав административного истца вследствие отсутствия доступа к горячей воде надлежащего качества с целью обеспечения личных и бытовых нужд являются обоснованными.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание доказанность факта нарушения условий содержания административного истца в исправительном учреждении, ссылки в кассационной жалобе на наличие договорных отношений с теплоснабжающей организацией, которой надлежащим образом условия договора не исполняются, отсутствии в пос. Эльбан, где находится исправительная колония горячее водоснабжение для всего населения, в том числе и для сотрудников исправительного учреждения, не свидетельствуют о соблюдении условий содержания осужденных в исправительном учреждении, исключающим право административного истца на получение компенсации, в том числе с учетом положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам, приведенным в кассационной жалобе, взысканная сумма компенсации не является явно несоразмерной характеру нарушения прав административного истца, длительности нарушения, иным обстоятельствам дела, при этом судом, учтены все обстоятельства, установленные по делу, в частности характер выявленного нарушения, и его продолжительность, а также обеспечение принятия административным истцом гигиенических процедур в душе с использованием горячей воды в установленные режимом исправительного учреждения дни. Определённая судом сумма ко взысканию являются доставочными и не чрезмерной относительно степени нарушения прав административного истца.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, не усматривается.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 3 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 19 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.