Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Никулиной И.А, Виноградовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", кассационные жалобы Алиева Ровшана Гасыма оглы, федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Федеральной службы исполнения наказаний на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2023 года по делу N 2а-1045/2023 по административному исковому заявлению Алиева Ровшана Гасыма оглы к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения административного истца Алиева Р.Г.о, поддержавшего доводы поданной им кассационной жалобы и возражавшего против доводов кассационной жалобы федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Федеральной службы исполнения наказаний, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алиев Р.Г.о. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, следственный изолятор) о взыскании денежной компенсации в размере 45 000 руб. за незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности постановлением начальника следственного изолятора от 11 июня 2019 года в виде водворения в карцер сроком на 15 суток, отмененным постановлением первого заместителя прокурора Иркутской области от 13 января 2023 года, мотивируя тем, что в связи с водворением в карцер в отсутствие к тому предусмотренных законом оснований он незаконно содержался в более строгих условиях, был ограничен в личных правах по сравнению с другими обвиняемыми (лишен возможности видеться со своей семьей, осуществлять положенные телефонные переговоры, смотреть телевизор (новости), носить одежду гражданского образца, употреблять продукты питания, полученные от родственников, получать посылки от родственников, сократилось время пребывания на свежем воздухе, приобретать продукты питания в магазине учреждения). Такие последствия выходят за рамки обычных тягот и ограничений, присущих самому понятию "лишение свободы", что причинило заявителю нравственные страдания, выразившиеся в пребывании в постоянном нервном напряжении и психотравмирующей ситуации, повлекло возникновение чувства недоверия, страха, ощущения унижения и несправедливости, незащищенности, беспокойства и волнения. Учитывая характер допущенных нарушений, а также их продолжительность, обстоятельства, при которых нарушения допущены и их последствия, полагает, что в его пользу подлежит взысканию компенсация исходя из расчета 3 000 руб. за один день незаконного содержания в карцере.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2023 года, иск удовлетворен частично; в пользу Алиева Р.Г.о. взыскана компенсация морального вреда в размере 2 000 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 27 декабря 2023 года, Алиевым Р.Г.о. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права. Полагает присужденную судом компенсацию несоразмерной характеру и объему причиненных ему страданий. Считает, что юридически значимые обстоятельства, влияющие на размер компенсации, судами не установлены, приведенным доводам административного истца в указанной части надлежащая правовая оценка не дана.
Федеральным казенным учреждением "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Федеральной службой исполнения наказаний в кассационной жалобе, поданной 23 января 2024 года, также ставится вопрос об отмене решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2023 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2023 года и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Указывая на то, что Приложением N 4 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" утвержден лишь примерный распорядок дня подозреваемых и обвиняемых, полагают, что в отсутствие законодательного запрета на включение в данный распорядок дополнительных мероприятий привлечение административного истца к дисциплинарной ответственности за отказ от выполнения физической зарядки является правомерным, в связи с чем правовые основания для присуждения истцу компенсации морального вреда в рассматриваемом случае отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалоб в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб административного истца и административных ответчиков, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Из материалов административного дела усматривается, что в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области Алиев Р.Г.о, которому постановлением Октябрьского районного суда г. Иркутска была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, прибыл 25 мая 2017 года; осужден приговором Иркутского областного суда от 15 ноября 2021 года; убыл 8 июля 2022 года в ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по Иркутской области.
За время нахождения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области Алиев Р.Г.о. неоднократно привлекался к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания, в том числе - постановлением начальника следственного изолятора от 11 июня 2019 года в виде водворения в карцер сроком на 15 суток за отказ от выполнения утренней физической зарядки. В карцер Алиев Р.Г.о. водворен 11 июня 2016 года; дисциплинарное взыскание фактически отбыто.
Постановлением первого заместителя прокурора Иркутской области от 13 января 2023 года постановление начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области от 11 июня 2019 года о применении к обвиняемому Алиеву Р.Г.о. дисциплинарного взыскания в виде водворения в карцер на срок 15 суток отменено со ссылкой на то, что требования администрации следственного изолятора в части выполнения утренней физической зарядки обвиняемыми и подозреваемыми не основаны на нормах закона, поскольку Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" обязательное выполнение физической зарядки указанными лицами не предусмотрено.
В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" судам разъяснено, что условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству (абзац 4). Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности (абзац 5). При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания (абзац 6). Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (абзац 7).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно статье 4 названного федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.
Разрешая заявленные требования и присуждая Алиеву Р.Г.о. компенсацию в связи с незаконным содержанием в карцере, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда, проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, регулирующие возникшие правоотношения, руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в постановлении от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходили из доказанности факта незаконности действий ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившихся в водворении 11 июня 2019 года Алиева Р.Г.о. в карцер сроком на 15 суток, которые повлекли за собой применение к административному истцу дополнительных ограничений вследствие помещения его в более суровые условия содержания под стражей, что является основанием для взыскания в пользу Алиева Р.Г.о. компенсации в порядке статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суждения об отсутствии нарушений прав Алиева Р.Г.о. в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области от 11 июня 2019 года в виде водворения в карцер сроком на 15 суток, приведенные в кассационной жалобе административных ответчиков, лишены бесспорных правовых аргументов, поскольку данное постановление начальника следственного изолятора отменено постановлением первого заместителя прокурора Иркутской области от 13 января 2023 года как незаконное.
Указание в кассационной жалобе административных ответчиков на законность вынесенного в отношении истца дисциплинарного взыскания вывода судов по существу спора не опровергает. Постановление первого заместителя прокурора Иркутской области от 13 января 2023 года, которым данное взыскание отменено, в установленном действующим законодательством порядке незаконным не признано.
При этом сам по себе факт незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности причиняет содержащемуся под стражей лицу нравственные страдания, уровень которых более высок, чем тот уровень лишений и страданий, который неизбежен при лишении свободы.
При снижении размера взыскиваемой в пользу административного истца компенсации с заявленных им 45 000 руб. до 2 000 руб. суды учли обстоятельства и характер допущенных администрацией следственного изолятора нарушений прав административного истца, их продолжительность, отсутствие тяжких последствий для административного истца, давность указанных нарушений, а также исходили из принципов разумности и справедливости.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к выводам о достаточности определенного ко взысканию размера компенсации, поставленным под сомнение в кассационной жалобе административного истца, доказательства, принятые судами в данной части во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Исходя из анализа приведенных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, компенсаторного механизма присуждения компенсации за нарушение условий содержания, для правильного разрешения вопроса о размере компенсации необходимо учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания, их длительность, какие последствия они повлекли именно для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации должны быть приведены в судебном акте во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.
Вопреки доводам кассационной жалобы Алиева Р.Г.о, в ходе рассмотрения дела получили правовую оценку все изложенные в административном исковом заявлении и в ходе рассмотрения дела доводы административного истца и представленные доказательства. При определении размера компенсации судами учтен характер допущенных нарушений, их длительность и значимость для заявителя, дана оценка их последствиям.
Сведений о том, что содержание в карцере на протяжении 15 суток в 2019 году привело к каким-либо необратимым последствиям для истца, обратившегося в суд с настоящим административным иском спустя более трех лет после привлечения его к данному виду дисциплинарной ответственности, в том числе, с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья Алиева Р.Г.о, материалы административного дела не содержат. На наличие таких обстоятельств в кассационной жалобе ее подателем также не указано.
При таких данных оснований для увеличения присужденной Алиеву Р.Г.о. компенсации кассационный суд по доводам жалобы не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, нарушений норм материального или процессуального права не допущено. Кассационные жалобы административного истца и административных ответчиков не содержат правовых аргументов, которые на данной стадии могут поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение. Оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам, изложенным в кассационных жалобах, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Алиева Ровшана Гасыма оглы, федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.