Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Никулиной И.А, Виноградовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Денисова Виктора Анатольевича на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 10 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года по административному делу N 2а-3609/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Кемеровской области - Кузбассу к Денисову Виктору Анатольевичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Денисова В.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) за 2020 год в сумме 32 424, 52 руб. и 78, 10 руб. пени за период с 01.01.2021 по 17.01.2021; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2020 год в сумме 8 419, 90 руб. и 20, 28 руб. пени за период с 01.01.2021 по 17.01.2021, всего - 40 942, 80 руб.
Требования мотивированы тем, что в период с 29.01.2018 по 26.01.2021 Денисов В.А. был зарегистрировав в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов и страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, однако в установленный действующим законодательством срок подлежащие уплате страховые взносы за 2020 год Денисовым В.А. в бюджет уплачены не были. Направленное налоговым по адресу регистрации налогоплательщика по месту жительства почтовым отправлением требование N 547 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 18 января 2021 года со сроком исполнения до 10 февраля 2021 года не исполнено. Выданный 2 апреля 2021 года по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка N 8 Центрального судебного района г. Новокузнецка судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму 40 972, 44 руб. отменен определением мирового судьи от 7 февраля 2023 года в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения. До отмены судебного приказа в рамках возбужденного на его основании 2 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Новокузнецка исполнительного производства N N с Денисова В.А. взыскано страховых взносов в размере 29, 58 руб, пени - 0, 06 руб. В полном объеме задолженность не погашена.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года, заявленные налоговым органом требования удовлетворены; с Денисова В.А. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) за 2020 год в размере 32 424, 52 руб.; пени за период с 01.01.2021 по 17.01.2021 в размере 78, 10 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2020 год в размере 8 419, 90 руб, пени за период с 01.01.2021 по 17.01.2021 в размере - 20, 28 руб.; в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 428, 28 руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 11 января 2024 года, Денисовым В.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального права. Ссылаясь на неполучение требования об уплате задолженности N 547 по состоянию на 18 января 2021 года, полагает, что процедура принудительного взыскания спорной задолженности инспекцией не соблюдена, срок для обращения в суд с настоящим административным иском пропущен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания задолженности, сроки обращения в суд за взысканием задолженности административным истцом не пропущены, имеются правовые основания для взыскания с Денисова В.А. задолженности по оплате страховых взносов за 2020 год и пени, рассчитанных на страховые взносы в размере, заявленном в административном иске налогового органа.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов соглашается.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте втором пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац третий пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с административным иском о принудительном взыскании обязательных платежей не могут служить основанием для отмены судебных актов в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 287, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций указанный срок проверен, суды пришли к выводу о том, что установленный срок административным истцом при предъявлении административного иска к Денисову В.А. о взыскании задолженности по страховым взносам не пропущен.
Вывод судов постановлен при правильном применении норм материального и процессуального права, материалам административного дела соответствует.
Довод административного ответчика об обратном со ссылкой на неполучение требования N 547 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 18 января 2021 года несостоятелен.
Из материалов дела усматривается, что требование направлено налоговым органом Денисову В.А. по адресу, соответствующему адресу регистрации ответчика по месту жительства, что подтверждается списком почтовых отправлений от 20 января 2021 года N 115 (л.д. 20-22).
Проживание Денисова В.А. по другому адресу на основании договоров найма жилого помещения (квартиры) и неполучение им в связи с этим требования, на что в обоснование доводов кассационной жалобы ссылается административный ответчик, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом предшествующей обращению в суд установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить задолженность и не освобождает налогоплательщика от возложенной на него законом обязанности по уплате страховых взносов и пени.
Регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск фактического места жительства (пребывания) налогоплательщика, в связи с этим направление требования по адресу регистрации административного ответчика обоснованно расценено судами как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сведений об изменении места жительства ответчик, являющийся плательщиком страховых взносов, в налоговый орган не сообщал. Доказательства обратного в деле отсутствуют. На наличие таких сообщений при рассмотрении административного дела, а также в кассационной жалобе административный ответчик не ссылается.
Ссылки подателя кассационной жалобы на иное административное дело, в рамках которого инспекцией к нему заявлены требования о взыскании налоговой задолженности, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам соответствуют, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, направленным на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 329 названного Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 10 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Денисова Виктора Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.