Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Пушкаревой Н.В, Никулиной И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023 г, по административному делу N 3а-95/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области о признании недействующим в части пункта 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 февраля 2021 г. N 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 г. N 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области", заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Самойлова А.А.
УСТАНОВИЛА:
Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 17 ноября 2020 г. принят приказ N 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области (далее также - Приказ N 58-38-мпр). В Таблице 1 Приложения 1 к Приказу N 58-38-мпр приведены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов до 1999 г. постройки включительно.
Согласно пп. 1 п. 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 февраля 2021 г. N 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 г. N 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" (далее - Приказ N 58-5-мпр) пункт 3 приказа N 58-38-мпр изложен в новой редакции, согласно которой с 1 января 2021 г. введены нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные п. 2 приказа, за исключением предусмотренных в таблице 1 приложения 1 к настоящему приказу нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов до 1999 г. постройки для одно -, двух -, трех -, четырех -, пятиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области.
Прокурор Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 1 Приказа N 58-5-мпр от 17 февраля 2021 г. в части применения для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для одно -, двух -, трех -, четырех -, пяти -, семиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г, рассчитанных исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года на территории города Иркутска.
В обоснование административного иска указано, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с законодательством для одно -, двух -, трех -, четырех -, пятиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области продолжают применяться нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г, рассчитанные, исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года. В свою очередь, решением Иркутского областного суда от 9 ноября 2022 г. по административному делу N 3а-1042/2022, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абз. 2 пп. 1 п. 1 Приказа N 58-5-мпр в части применения для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для одно -, двух -, трех -, четырех -, пятиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г, рассчитанных, исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, на территории города Иркутска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 марта 2023 г. по административному делу N 3а-1042/2022 (66а-371/2023), указанное решение отменено, по делу принят новый судебный акт о признании недействующим с момента принятия апелляционного определения п. 1 Приказа N 58-5-мпр, допускающего применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для шестиэтажных многоквартирных жилых домов, постройки до 1999 г. в г. Иркутске, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г, рассчитанных, исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года.
Административный истец настаивает, что что п. 1 приказа N 58-5-мпр в оставшейся части продолжает действовать, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Решение Иркутского областного суда от 12 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023 г, административные требования удовлетворены, признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу пункт 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 февраля 2021 г. N 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 г. N 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" в части применения для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для одно -, двух -, трех -, четырех -, пяти -, семиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г, рассчитанных, исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года на территории города Иркутска.
В кассационной жалобе Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области (далее также - Министерство) просит изменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу пункта 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 февраля 2021 года N 58-5-мпр в части применения для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для одно-, двухэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г, рассчитанных, исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, на территории города Иркутска. Указывает, что судами не дана надлежащая оценка доводам Министерства о том, что введение нормативов на отопление для одно -, двухэтажных многоквартирных и жилых домов до 1999 г..постройки, предусмотренных Приказом N 58-38-мпр, влечет увеличение роста платы граждан для одноэтажных домов на 29, 17 %, для двухэтажных на 19, 7 %. Таким образом, оспариваемыми судебными актами достигнута прямо противоположная цель, поскольку жильцы одно -, двухэтажных многоквартирных и жилых домов в городе Иркутске будут платить за тепло больше, в среднем на 24 %, что свидетельствует о нарушении их прав и законных интересов, а не защиты. Кроме того, значительный рост стоимости услуги противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г..N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", которым установлено условие о недопустимости превышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленным правовым актом высшего должностного лица субъекта РФ.
Указывает, что применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года, не более чем на установленную величину предельного индекса. Указом Губернатора Иркутской области от 25 ноября 2023 г..N 298-уг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Иркутской области на декабрь 2022 года и 2023 года" величина предельного индекса - 0. В соответствии с пунктом 61 Правил N 400, в случае если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса. В указанном случае гражданину за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплачивается компенсация по его заявлению в порядке, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти). Указанный порядок должен предусматривать индивидуальный расчет с учетом фактического объема потребления коммунальных услуг (ресурсов) в сопоставимых условиях в пределах соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг. Поскольку предоставление компенсации носит заявительный характер, очевидно, что такое право не будет реализовано абсолютным большинством граждан, проживающих в одно -, двухэтажных многоквартирных и жилых домах до 1999 г..постройки в городе Иркутске.
Кроме того, денежные средства на данную компенсацию в бюджете Иркутской области в 2023, 2024 г..г. не предусмотрены, что с учетом бюджетных процедур, приведет к увеличению роста платы граждан и отсутствию возможности выплаты компенсации.
В судебном заседании прокурор возражал относительно удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, при принятии Приказа N 58-5-мпр министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области не могло установить норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере, определенном Постановлением N 031-06-2085/4, поскольку оно признано арбитражным судом не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в части норматива потребления коммунальной услуги по отоплению многоквартирных домов, действующего на территории города Иркутска по состоянию на 30 июня 2012 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда.
Суд кассационной инстанции в пределах доводов жалобы не усматривает оснований для пересмотра судебных актов нижестоящих судов в кассационном порядке.
Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ. Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и, в связи с этим, не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений. Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части (пункт 1 Постановления N 50).
Согласно статье 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
С учетом того, что норматив потребления по отоплению, действующий на территории г. Иркутска на 30 июня 2012 г, был установлен постановлением мэра г. Иркутска от 27 декабря 2004 г. N 031-06-2085/4, которое, в том числе, в части нормативов по отоплению было признано недействующим решением Арбитражного суда РФ, судами сделан верный вывод о том, что Министерством в приказе от 17 февраля 2021 г. 58-5-мпр, не мог быть применен норматив, признанный с 7 ноября 202 г. незаконным.
Доводы кассационной жалобы в части нарушения прав неопределенного круга лиц в результате введения нормативов на отопление для одно -, двухэтажных многоквартирных и жилых домов до 1999 г. постройки, предусмотренных Приказом N 58-38-мпр, в виде увеличения роста платы для граждан, проживающих в одноэтажных и двухэтажных домах, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласится.
В настоящем деле суд установилневозможность применения нормы, которая уже не может применяться в связи с утратой силы, ввиду чего, указанные административным ответчиком обстоятельства не являются юридически значимыми, исходя из предмета спора.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций и не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частями 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать им, как и собранным по делу доказательствам, самостоятельную оценку не наделен.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского областного суда от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.