Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бернард Тамары Макаровны на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2023 года
по административному делу N 42RS0035-01-2023-000333-90 (N 2а-379/2023) по административному исковому заявлению Бернард Тамары Макаровны к комитету по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района, администрации Таштагольского городского поселения о признании незаконными отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя административного истца Санникова Д.А, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бернард Т.М. обратилась с административным исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района, в котором с учетом уточнения просила признать незаконными: отказ от 13 декабря 2022 года N в предварительном согласовании предоставления Бернард Т.М. земельного участка по адресу: "адрес"; распоряжение N от 20 февраля 2023 года о предварительном согласовании Юрковой А.Ф, Юркову И.Ю, ФИО13, ФИО14 предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка по "адрес", и обязать устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Бернард Т.М. от 14 ноября 2022 года.
В обоснование требований указано, что истец, "данные изъяты", 14 ноября 2022 года обратилась через многофункциональный центр (МФЦ) Таштагольского района с пакетом документов для предварительного согласования предоставления земельного участка по адресу: "адрес". 25 декабря 2022 года Бернард Т.М. получила отказ администрации Таштагольского городского поселения в предварительном согласовании предоставления земельного участка с указанием на то, что схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к подготовке схемы, установленными пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.
Данный отказ является незаконным, поскольку приказом Минэкономразвития России от 21 апреля 2022 года N 216 приказ Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 признан утратившим силу с 01 сентября 2022 года. Отказывая в предоставлении земельного участка, ответчик не указал, каким именно требованиям закона не соответствует образуемый земельный участок.
Распоряжением N от 20 февраля 2023 года произведено предварительное согласование предоставления земельного участка Юрковой А.Ф, Юркову И.Ю, ФИО13, ФИО14, утверждена схема расположения земельного участка по "адрес". Указанное распоряжение является незаконным, поскольку препятствует рассмотрению заявления Бернард Т.М. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Определениями Таштагольского городского суда Кемеровской области от 21 марта 2023 года и от 17 апреля 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Таштагольского городского поселения, в качестве заинтересованных лиц - Юркова А.Ф, Юрков И.Ю, ФИО13, ФИО14
В судебном заседании представитель административного истца Кокарева А.В. заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации Таштагольского городского поселения Болдыкова О.Д. административный иск не признала.
Заинтересованное лицо Юрков И.Ю, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО13, ФИО14, возражал против удовлетворения административного иска.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2023 года решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным отказа администрации Таштагольского городского поселения от 13 декабря 2022 года в предварительном согласовании предоставления Бернард Т.М. земельного участка по адресу: "адрес".
В отмененной части принято новое решение, которым признан незаконным отказ администрации Таштагольского городского поселения от 13 декабря 2022 года в предварительном согласовании предоставления Бернард Т.М. земельного участка по адресу: "адрес".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Бернард Т.М. 13 декабря 2023 года обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 20 декабря 2023 года.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить в части отказа в признании незаконным распоряжения администрации N от 20 февраля 2023 года о предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка по "адрес".
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным распоряжение администрации N от 20 февраля 2023 года о предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка по "адрес".
Обязать устранить допущенные нарушения и выдать решение о согласовании схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка на имя заявителя Бернард Т.М.
В возражениях Юркова А.Ф. и Юрков И.Ю, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО13, ФИО14, просят апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.
В соответствии с абзацами 12 и 13 статьи 2-1 Закона Кемеровской области от 29 декабря 2015 года N 135-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации право на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов в границах населенного пункта для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства имеют инвалиды I, II, III групп, а также члены семей, имеющих в своем составе ребенка-инвалида.
Бернард Т.М, "данные изъяты" для реализации указанного права 14 ноября 2022 года обратилась в администрацию Таштагольского городского поселения с заявлением о представлении в аренду без проведения торгов земельного участка в кадастровом квартале N, площадью 1500 кв.м, по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, приложив к заявлению в числе иных документов схему расположения земельного участка.
Письмом администрации Таштагольского городского поселения N от 13 декабря 2022 года Бернард Т.М. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на статью 11.9, пункт 12 и подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 1 пункта 8 статьи 38.15 Земельного кодекса Российской Федерации, приказ Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.
Судом первой инстанции отказ от 13 декабря 2022 года признан законным со ссылкой на то, что положения утратившего силу с 01 сентября 2022 года приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 аналогичны положениям действующего приказа Росреестра от 19 апреля 2022 года N П/0148.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом, признав его не основанным на нормах материального права и не соответствующим обстоятельствам дела исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В оспариваемом отказе от 13 декабря 2022 года приведены нормы Земельного кодекса Российской Федерации и утратившего силу приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, однако отсутствуют ссылки на фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения.
При этом судом второй инстанции установлено, что схема расположения земельного участка не противоречит положениям как приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, так и приказа Росреестра от 19 апреля 2022 года N П/0148, выполнена на бумажном носителе, содержит картографическую основу, раздел КПТ.2.1.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ от 13 декабря 2022 года не основан на нормах материального права и фактически представляет собой немотивированный отказ в реализации права "данные изъяты" на первоочередное приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводам об отказе в удовлетворении иных требований административного истца, направленных на восстановление ее права, в связи с тем, что распоряжением администрации Таштагольского городского поселения N от 20 февраля 2023 года предварительно согласовано предоставление Юрковой А.Ф, Юркову И.Ю, ФИО13, ФИО14 и утверждена схема расположения земельного участка по "адрес".
С выводами судов об отказе в удовлетворении административных исковых требований Бернард Т.М. о признании незаконным распоряжения администрации Таштагольского городского поселения N от 20 февраля 2023 года, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление согласиться нельзя, поскольку они не основаны на правильном применении и толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, оспариваемый отказ от 13 декабря 2022 года получен административным истцом 25 декабря 2022 года.
26 декабря 2022 года Бернард Т.М. повторно подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы.
Письмом от 25 января 2023 года администрация Таштагольского городского поселения сообщила Бернард Т.М. о приостановлении рассмотрения заявления в связи с тем, что поступило заявление иных лиц от 19 декабря 2022 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Распоряжением администрации Таштагольского городского поселения от 13 февраля 2023 года N земельному участку присвоен адрес: "адрес".
Бернард Т.М. 15 февраля 2023 года обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Распоряжением администрации Таштагольского городского поселения N от 20 февраля 2023 года предварительно согласовано предоставление Юрковой А.Ф, Юркову И.Ю, ФИО13, ФИО14 и утверждена схема расположения земельного участка по "адрес".
Судом апелляционной инстанции с привлечением специалиста ФИО10 установлено, что испрашиваемые Бернард Т.М. и Юрковыми земельные участки накладываются друг на друга. При это схема, представленная Бернард Т.М. при подаче заявления от 14 ноября 2022 года и схема, представленная Юрковыми и утвержденная администрацией Таштагольского городского поселения, выполнены в одной и той же системе координат с применением одной картографической основы.
Таким образом, администрацией Таштагольского городского поселения незаконно отказано в удовлетворении заявления Бернард Т.М. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, однако утверждена представленная в таком же формате схема и предварительно согласовано предоставление земельного участка Юрковым.
С выводами о законности таких решений и действий администрации согласиться нельзя исходя из следующего.
На органах местного самоуправления, входящих в единую систему публичной власти в Российской Федерации, лежит обязанность при принятии решений, совершении действий (бездействии) по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства (пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Реализуя государственную политику в сфере "данные изъяты" через участие в первоочередном предоставлении им земельных участков, органы местного самоуправления должны руководствоваться вышеприведенными критериями, исключая создание своими незаконными решениями и действиями (бездействием) ситуации конкуренции граждан, имеющих равные права на первоочередное получение земельного участка, как это сложилось в рамках правоотношений, рассматриваемых по настоящему административному делу.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 разъяснено, что суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).
Признанием незаконным только отказа от 13 декабря 2022 года не достигается защита нарушенного права Бернард Т.М, в связи с чем распоряжение N от 20 февраля 2023 года подлежит признанию незаконным.
Надлежащее рассмотрение администрацией заявления Бернард Т.М. от 14 ноября 2022 года в соответствии с установленными нормативными требованиями исключало бы дальнейшее приостановление рассмотрения ее заявления со ссылкой на наличие заявлений иных лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, незаконность распоряжения N от 20 февраля 2023 года в сложившейся ситуации обусловлена тем, что его принятие стало возможным в результате незаконного отказа от 14 ноября 2022 года.
Иной подход позволял бы органу местного самоуправления немотивированно отказать в реализации права гражданина на первоочередное предоставление земельного участка без возможности дальнейшего восстановления его права, в том числе в судебном порядке.
При этом письмо от 25 января 2023 года ошибочно оценено судом как повторный отказ Бернард Т.М. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку в нем указано на приостановление рассмотрения заявления Бернард Т.М. в соответствии с пунктом 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, наличие письма от 25 января 2023 года о приостановлении рассмотрения заявления Бернард Т.М. не препятствует повторному рассмотрению ее заявления от 14 ноября 2022 года.
В настоящем деле отсутствуют сведения о том, что у кого-либо из участвующих в нем лиц возникли гражданские права в отношении испрашиваемого земельного участка. Вплоть до рассмотрения дела кассационным судом лица, участвующие в деле, на такие обстоятельства не ссылались.
С учетом изложенного административный спор между Бернард Т.М. "данные изъяты" и органом публичной власти должен быть разрешен по существу путем удовлетворения всех заявленных требований, что не исключает возможность органа местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормами закона и соблюдением прав граждан урегулировать административные правоотношения с заинтересованными лицами Юрковыми, также имеющими первоочередное право на получение земельного участка.
Заявленная в кассационной жалобе просьба о возложении на административного ответчика обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждению схемы его расположения не соответствует предмету рассмотренного судами административного иска.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 разъяснено, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела.
С учетом указанных разъяснений, исходя из обстоятельств настоящего административного дела, включая немотивированность отказа от 13 декабря 2022 года, следует возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Бернард Т.М, приняв во внимание изложенную в настоящем кассационном определении правовую позицию и установленные обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2023 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Бернард Тамары Макаровны отменить.
Признать незаконным распоряжение администрации Таштагольского городского поселения N от 20 февраля 2023 года о предварительном согласовании предоставления Юрковой А.Ф, Юркову И.Ю, ФИО13, ФИО14 земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес".
Обязать администрацию Таштагольского городского поселения повторно рассмотреть заявление Бернард Тамары Макаровны от 14 ноября 2022 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 5 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.