Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А. Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Новосибирским областным судом, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года по административному делу N 3а-25/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" об оспаривании нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" адвоката Илюхиной А.О, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по существу приведенных в жалобе доводов представителя департамента по тарифам Новосибирской области Ветчиновой Ю.С, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов.
4 декабря 2020 года департаментом по тарифам Новосибирской области принят приказ N 431-ТЭ "О корректировке на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования".
Пунктом 2 названного приказа скорректированы на 2021 год тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории г. Новосибирска, установленные на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов, согласно приложению N 2.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" (далее - ООО "ТГК", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ "О корректировке на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования" в части пункта 2 и приложения 2 к нему; о признании не действующим с 1 января 2021 года приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов" в части пункта 1 и приложения 1 к нему.
Требования мотивированы тем, что приказ от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ в части пункта 2 и приложения 2 к нему вступившим в законную силу решением Новосибирского областного суда от 22 июня 2021 года по делу N 3а-64/2021 признан недействующим со дня принятия. При корректировке приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2021 год базовый уровень операционных расходов учтен в экономически необоснованном размере, без учета фонда оплаты труда директора за последний расчетный период регулирования; производные от размера расходов на оплату труда отчисления на социальные нужды также подлежат перерасчету; арендная плата, заявленная обществом, неправомерно исключена из статьи расходов в полном объеме; неверно произведен расчет объема полезного отпуска тепловой энергии, расчет расчетных объемов приобретаемой электроэнергии и определена платная (расчетная) цена.
Решением Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года решение Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 года отменено; по делу принято новое решение, которым приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ "О корректировке на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования" в части пункта 2 и приложения N 2 к нему признан не действующим с момента принятия. Производство по административному делу в части требований ООО "ТГК" о признании не действующим с 1 января 2021 года приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годов" в части пункта 1 и приложения N 1 к нему прекращено.
По результатам проверки законности и обоснованности судебного акта суда апелляционной инстанции по кассационной жалобе департамента по тарифам Новосибирской области кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2023 года департаменту по тарифам Новосибирской области отказано в передаче кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года и кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 года для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
5 декабря 2023 года с кассационной жалобой на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции обратилось ООО "ТГК". В жалобе административным истцом ставится вопрос об изменении мотивировочной части апелляционного определения и признании противоречащим закону исключение арендных платежей из экономически-обоснованных затрат административного истца со ссылкой на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов суда в данной части фактическим обстоятельствам дела. Повторяя доводы, приведенные в обоснование административного иска, настаивает на необходимости включения в необходимую валовую выручку затрат общества в связи с уплатой арендных платежей по договору аренды котельной исходя из фактического размера арендной платы, указывая, что данные расходы обществом понесены, заявлены в пределах рыночных цен, являются для заявителя объективно необходимыми. Обращает внимание на то, что отсутствие возмещения арендодателю амортизации обусловлено гражданско-правовым статусом собственников котельной - физические лица; размер налога на доходы физических лиц включен в состав арендой платы; размер исчисленного налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате собственниками котельной, подтвержден сведениями налогового орган. Полагает, что тарифный орган в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования обязан был определить экономически обоснованный размер арендной платы расчетным путем с применением установленных критериев.
Прокуратурой Новосибирской области, департаментом по тарифам Новосибирской области принесены возражения на кассационную жалобу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Новосибирской области в соответствии с Положением о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 25 февраля 2013 года N 74-п, является упомянутый департамент.
Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ "О корректировке на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования" принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Основным видом деятельности ООО "ТГК" является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций; дополнительные виды деятельности, осуществляемые обществом, - деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
1 ноября 2019 года общество, ранее не осуществлявшее на территории Новосибирской области данный вид регулируемой деятельности, впервые обратилось в департамент по тарифам Новосибирской области с заявлением об открытии дела об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность) в 2019 году, заявив об осуществлении регулируемого вида деятельности по теплоснабжению с использованием источника тепловой энергии - модульной котельной, которая была предоставлена ООО "ТГК" в аренду на основании договора аренды от 1 мая 2019 года N 1, заключенного обществом с Арбузовой Е.М. и ИП Масленниковым И.А.
Приказом департамента от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК" на территории города Новосибирска.
Согласно приложению N 1 к приказу установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020 - 2022 годы с использованием метода индексации установленных тарифов.
Пунктом 2 приказа N 473-ТЭ согласно приложению N 2 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годов с календарной разбивкой по полугодиям.
Согласно пункту 3 приказа N 473-ТЭ установленные тарифы действуют с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.
Приказом департамента от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования, скорректированы на 2021 год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования.
Вступившим в законную силу решением от 22 июня 2021 года Новосибирского областного суда по делу N 3а-64/2021 (учетом дополнительного решения от 6 декабря 2021 года), оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года и кассационными определениями Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года, от 6 октября 2022 года, приказ от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ в части пункта 2 и приложения 2 к нему признан не действующим со дня принятия; на департамент по тарифам Новосибирской области возложена обязанность принять соответствующий заменяющий акт. В удовлетворении требований ООО "ТГК" о признании недействующими пункта 1 и приложения N 1 к приказу от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ отказано.
Отказывая в признании недействующим со дня принятия приказа департамента от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ в части пункта 2 и приложения 2 к нему, а также в признании недействующим с 1 января 2021 года приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ в части пункта 1 и приложения 1 к нему, суд первой инстанции исходил из того, что данные приказы, оспариваемые ООО "ТГК" по настоящему делу, прав и законных интересов общества не нарушают, поскольку установлены в отношении лица, не имевшего права на осуществление регулируемого вида деятельности по теплоснабжению.
Проверяя законность и обоснованность судебного акта в апелляционном порядке, судебная коллегия апелляционного суда с выводами областного суда не согласилась, указав, что данные выводы основаны на неверном толковании норм материального права и сделаны без учета положений части 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации. Признав, что ООО "ТГК" на момент издания оспариваемых приказов отвечало признакам теплоснабжающей организации и его деятельность подлежала тарифному регулированию, апелляционный суд, установив, что при корректировке тарифов департаментом неверно определен объем полезного отпуска на 2021 год, что влечет необходимость пересмотра объема покупаемой электрической энергии на 2021 год, пришел к выводу о том, что приказ от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ в оспариваемой обществом части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы ООО "ТГК". Иные доводы административного истца о несогласии с произведенными при корректировке на 2021 годы расчетами тарифного органа по отдельным статьям расходов суд апелляционной инстанции отклонил, не установив нарушений тарифного законодательства в данной части.
Кроме того, судебная коллегия указала, что приказ от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ в части пункта 1 и приложения N 1 ранее уже оспаривался в судебном порядке административным истцом, который не был согласен с определенным тарифным органом размером расходов на оплату труда при установлении базового уровня операционных расходов, и вступившим в законную силу судебным актом по административному делу N 3а-64/2021 в данной части в удовлетворении требований ООО "ТГК" было отказано. Обращаясь с настоящим административным иском, общество вновь указало на несогласие с расчетом расходов на оплату труда, полагая его неверным и считая, что базовый уровень операционный расходов должен быть пересмотрен на 2021 год. При таких данных суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в части оспаривания пункта 1 и приложения N 1 к приказу от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ. Выводы апелляционного суда в названной части подателем кассационной жалобы не оспариваются.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части отсутствия оснований для включения органом тарифного регулирования в необходимую валовую выручку при корректировке на 2021 год затрат, связанных с несением расходов по аренде модульной котельной, исходя из фактического размера арендной платы, поставленных административным истцом под сомнение в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
В соответствии с положениями подпункта 8 пункта 33, пункта 44 Основ ценообразования арендная плата отнесена к прочим расходам и подлежит включению в состав расходов, включаемых в необходимую валовую выручку.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в соответствии с пунктами 71, 73 Основ ценообразования арендная плата включается в состав неподконтрольных расходов при определении текущих расходов регулируемой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования (пункт "г" пункта 62 основ ценообразования).
Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг.
Из материалов административного дела усматривается, что в представленном в тарифный орган заявлении общество с учетом уточнений просило учесть в тарифе на 2021 год расходы на арендную плату котельной в размере 690 тыс. руб. исходя из фактического размера арендной платы в размере 57 500 руб, предусмотренного договором аренды, предоставив в обоснование договор аренды от 1 мая 2019 года N 1, заключенный между ООО "ТГК" (арендатор) и Арбузовой Е.М, ИП Масленниковым И.А. (арендодатели), дополнительное соглашение N 1 к нему от 31 октября 2019 года, акт приема-передачи от 1 мая 2019 года, акты о предоставлении имущества в аренду от 30 июня 2019 года N 1/19 и от 30 сентября 2019 года N 2/19.
При этом, как установлено апелляционным судом, арендная плата по договору определена сторонами в форме периодических платежей в фиксированном размере, без выделения в ее структуре части, приходящей на обязательные платежи, связанные с владением имуществом, переданным в аренду. Иные расчеты и документы, позволяющие определить размер арендной платы в экономически обоснованном размере применительно к положениям пункта 45 Основ ценообразования, обществом в орган регулирования, в том числе по направленному департаментом запросу, не представлены.
Учитывая изложенное, действия департамента при корректировке тарифа в данной части приведенным положениям Основ ценообразования не противоречат.
Доводы кассационной жалобы административного истца об обратном на нормах материального права не основаны.
Непредставление регулируемой организацией расчетов и обоснований заявленных расходов влечет невозможность их включения в состав экономически обоснованных затрат.
Ссылка подателя кассационной жалобы на необходимость применения пункта 28 Основ ценообразования несостоятельна, поскольку пунктом 45 Основ предусмотрен особый порядок учета расходов на арендную плату, включаемых в тариф.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают нарушений апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на несогласии административного истца с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела в обжалуемой части и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.