Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Пушкаревой Н.В, Никулиной И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тарасова Михаила Александровича на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 27 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2023 г.
по административному делу N 2а-130/2023 по административному исковому заявлению прокурора Волчихинского района Алтайского края в защиту Российской Федерации, муниципального образования Волчихинский район Алтайского края и неопределенного круга лиц к Волчихинскому районному Совету народных депутатов Алтайского края, главе Волчихинского района Алтайского края Тарасову Михаилу Александровичу о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, досрочном прекращении полномочий, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Волкову А.Г,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Волчихинского района Алтайского края обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействие Волчихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившееся в непринятии мер к надлежащему рассмотрению представления прокурора Волчихинского района от 10 марта 2023 г..и устранению нарушений федерального законодательства, реализации мер ответственности в связи с несоблюдением ограничений, запретов, обязанностей, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 25 декабря 2008 г..N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) главой Волчихинского района Тарасовым М.А, возложении обязанностей на Волчихинский районный Совет народных депутатов Алтайского края рассмотреть в установленном порядке представление прокурора Волчихинского района от 10 марта 2023 г..и принять меры по устранению нарушений федерального законодательства в связи с несоблюдением ограничений, запретов, обязанностей, установленных федеральным законодательством главой Волчихинского района Тарасовым М.А, досрочно прекратить полномочия главы Волчихинского района Алтайского края Тарасова М.А. в связи с утратой доверия ввиду несоблюдения ограничений, запретов, обязанностей, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, Федеральным законом N 273-ФЗ, указывая, что вступив в должность главы района, Тарасов М.А. продолжил осуществление деятельности в качестве руководителя потребительского кооператива, а также представлены недостоверные и неполные сведения о доходах и об имуществе в отношении себя и своей супруги. Полагает, что допущенные нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации влекут удаление в отставку главу района, однако, внесенное прокуратурой представление в Волчихинский районный Совет народных депутатов Алтайского края оставлено без исполнения.
Настаивает, что неисполнение Волчихинским районным Советом народных депутатов Алтайского края требований законодательства о противодействии коррупции нарушает интересы муниципального образования, неопределенного круга лиц, дискредитирует органы местного самоуправления перед гражданами и организациями, препятствует эффективной реализации органами местного самоуправления своих обязанностей, что является недопустимым и прямо противоречит принципу законности.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 27 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2023 г, административные исковые требования удовлетворены частично, досрочно прекращены полномочия главы Волчихинского района Алтайского края Тарасова М.А. в связи с утратой доверия ввиду несоблюдения ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, Федеральным законом N 273-ФЗ. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Тарасов М.А. просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в их удовлетворении, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что судами не дана оценка порядку внесения изменений в учредительные документы администрации Волчихинского района Алтайского края. Полагает, вывод судов о том, что он вступил в должность главы района после того, как им была дана клятва, противоречит нормам действующего законодательства РФ, так как на основании дачи клятвы в учредительные документы изменения не вносятся. Также полагает не соответствующим действительности вывод судов о том, что он вступил в должность 14 октября 2022 г, поскольку только 10 ноября 2022 г. в налоговый орган им было подано заявление о внесении изменений в учредительные документы администрации Волчихинского района Алтайского края и только с 15 ноября 2022 г. он стал иметь право без доверенности представлять интересы администрации. Считает, что судами не дана оценка рассматриваемой ситуации на предмет соответствия нормам законодательства и разъяснениям уполномоченных органов, а также судебной практики в сфере сложившихся правоотношений, в связи с чем, выводы судов не соответствуют нормам действующего законодательства и обстоятельствам административного дела. Настаивает, что наступление для него неблагоприятных последствий в виде прекращения полномочий в связи с утратой доверия несоразмерно допущенным нарушениям при оформлении его полномочий представительным органом. Полагает, что представительный орган мог прекратить его полномочия только в связи с нарушением порядка при избрании его на должность в качестве главы муниципального образования.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы возражений.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, заслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах доводов жалобы правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения при рассмотрении дела судами допущены не были.
Как установлено при рассмотрении административного дела, решением Волчихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края N N от 14 октября 2022 г. Тарасов М.А. избран главой муниципального образования Волчихинский район Алтайского края, им принесена присяга главы района, представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруги в соответствии с Законом Алтайского края от 3 июня 2010 г. N 46-ЗС "О противодействии коррупции в Алтайском крае".
ноября 2022 г. Тарасов М.А. как глава Волчихинского района издал распоряжение N N о вступлении в должность 9 ноября 2022 г.
Прокуратурой Волчихинского района в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлены факты осуществления Тарасовым М.А. деятельности в качестве руководителя "данные изъяты" после вступления в должность главы района, а также представления им недостоверных и неполных сведений о доходах и об имуществе в отношении себя и супруги.
10 марта 2023 г. в целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района внесено представление в Волчихинский районный Совет народных депутатов Алтайского края, в котором, в том числе, поставлен вопрос об удалении главы Волчихинского района Тарасова М.А. в отставку в связи с несоблюдением ограничений, запретов, обязанностей, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, Федеральным законом N 273-ФЗ.
28 марта 2023 г. Волчихинским районным Советом народных депутатов Алтайского края рассмотрено вышеуказанное представление с участием прокурора Волчихинского района. В результате тайного голосования отказано в удовлетворении требований прокурора (7 голосов против 8).
Удовлетворяя частично административные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Конституции Российской Федерации, частями 1 и 4.1 статьи 36, частями 7.1 и 9.1 статьи 40, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ, Закона Алтайского края от 3 июня 2010 г. N 46-ЗС "О противодействии коррупции в Алтайском крае", исходил из характера допущенных нарушений, выразившихся в представлении заведомо неполных сведений о полученных доходах в значительной сумме и имуществе, осуществлении деятельности в качестве руководителя сельскохозяйственного кооператива после вступления в должность главы района, пришел к выводам о наличии оснований к прекращению полномочий Тарасова М.А. как главы Волчихинского района Алтайского края в связи с утратой доверия.
В части отказа в иске судебные акты не обжалуются.
Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке в обжалуемой части.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ при выявлении в результате проверки, осуществленной на основании части 4.4 названной статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены, в частности, этим законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Аналогичные нормы содержатся в части 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно положениям которого глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (часть 1 и пункт 2 части 2 статьи 36, часть 1 и абзац первый части 2 статьи 37).
Статьей 70 поименованного закона установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (статья 72 этого же федерального закона).
Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет право органов прокуратуры Российской Федерации осуществлять надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов (часть 1 статьи 77).
Исходя из приведенных законоположений в системе действующего правового регулирования, прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 273-ФЗ, если его обращение в орган местного самоуправления с таким требованием оставлено без удовлетворения.
В данном случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда, несмотря на ранее принятое представительным органом местного самоуправления решение об отказе в прекращении его полномочий.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов в обжалуемой части, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Не свидетельствуют о незаконности судебных актов доводы административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1). Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5).
Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона (пункт 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления должно соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7.3.1 той же статьи к лицу, обязанному представлять соответствующие сведения и представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Федерального закона N 131- ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Часть 4 указанной статьи устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273- ФЗ лицо, в том числе замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений, если иное не установлено федеральными законами; осуществления лицом предпринимательской деятельности.
Суды правомерно исходили из того, что несоблюдение выборным должностным лицом местного самоуправления ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции", является безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий независимо от наступивших последствий. Несоблюдение Тарасовым М.А. будучи выборным высшим должностным лицом Волчихинского района установленных ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, нарушает основные государственные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, каковыми являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; освобождение от ответственности за совершение коррупционных правонарушений умаляет значение государственной и муниципальной власти, и тем самым наносит ущерб репутации и авторитету государственной и муниципальной власти.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
При таком положении оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов первой и второй инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 27 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2023 г. в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 22 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.