Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гуляйкина Сергея Александровича, поданную 20 декабря 2023 г, на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 сентября 2023 г, по административному делу N 2а-1766/2023 по административному исковому заявлению Гуляйкина Сергея Александровича о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю) незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения Гуляйкина С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Лярской О.Ю. - Ручьевой О.В, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Гуляйкин С.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с административным исковым заявлением о признании незаконным ответа Управления Росреестра по Алтайскому краю, оформленного письмом от 17.03.2023 N, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию обременения права собственности ФИО2 на перешедшие к ней по завещанию недвижимые объекты в соответствии с содержащейся в свидетельствах о праве на наследство информацией о завещательном отказе; о взыскании с Росреестра в его пользу 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований указано, что в соответствии с завещанием ФИО1 от 22.04.2019 N Лярская Ольга Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приняла наследство, в том числе в виде объектов недвижимости: земельных участков, расположенных по адресам: "адрес" "адрес"; жилого дома по адресу: "адрес"; нежилых зданий, расположенных по адресам: "адрес"; нежилых помещений, расположенных по адресам: "адрес", "адрес" "адрес", "адрес"; 1 "данные изъяты" в праве собственности на земельные участки, находящиеся по адресам: "адрес"; "данные изъяты" в праве собственности на нежилые здания, расположенные по адресам: "адрес", в отношении которых ФИО15 - нотариусом Барнаульского нотариального округа, Лярской О.Ю. выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию с отражением в них информации о возложенном завещанием на Лярскую О.Ю. завещательном отказе, а именно:
- в случае рождения у ФИО3 первого ребенка купить на её имя трехкомнатную квартиру площадью не менее 120 кв.м, в случае рождения второго ребенка и последующих детей - многокомнатную квартиру, площадью не менее 150 кв.м, добавляя по 50 кв.м, за каждого последующего ребенка по требованию;
- оказывать ФИО3 до дня ее смерти ежемесячную материальную помощь в размере 10 кратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае в соответствие с законом, а в случае рождения ребенка 15 кратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае в соответствие с законом. При рождении второго ребенка и последующих детей, добавлять к вышеуказанному размеру материальной помощи 5 (пяти) кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае в соответствии с законом на каждого ребенка.
В случае смерти ФИО3 оказывать её детям до дня их смерти ежемесячную материальную помощь в размере 5 кратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае в соответствии с законом, каждому (п. 3.1.).
Осуществлять пожизненные ежемесячные денежные выплаты в пользу ФИО4 в размере 2 кратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае в соответствии с законом после выхода ее на пенсию (п. 3.5.); осуществлять финансирование строительства церквей в "адрес" и "адрес", а также на строительство комплекса храма Иоанно-Кронштадтского при Знаменской церкви в "адрес" - до завершения строительства указанных объектов - после окончания строительства оказывать указанным церквям в селах материальную помощь; купить ФИО5 на её имя трехкомнатную квартиру площадью не менее 120 кв.м, в случае рождения ребенка (п. 3.2.); осуществлять пожизненные ежемесячные денежные выплаты в пользу ФИО6 в размере 5 кратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае в соответствии с законом (п. 3.3.); осуществлять пожизненные ежемесячные денежные выплаты в пользу ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1 (одно) кратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае в соответствии с законом (п. 3.4.); осуществлять пожизненные ежемесячные денежные выплаты в пользу ФИО4 в размере 2 кратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в "адрес" в соответствии с законом после выхода ее на пенсию (п. 3.5.); осуществлять финансирование строительства церквей в "адрес" и "адрес", а также на строительство комплекса храма Иоанно-Кронштадтского при Знаменской церкви в городе Барнауле по "адрес" - до завершения строительства указанных объектов; после окончания строительства оказывать указанным церквям в селах Елбанка и Ануйское ежемесячную материальную помощь в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек, Знаменской церкви в "адрес" ежемесячную материальную помощь в размере 100 000 рублей, а также оказывать ежемесячную материальную помощь в размере 50 000 рублей Иоанно-Кронштадтскому монастырю в селе "адрес" (п. 3.6).
После завершения строительства объектов, указанных в пункте 3.4 оказывать ежемесячную материальную помощь в размере 10% от всех доходов, получаемых ею от использования завещанных ей объектов недвижимости, Барнаульской Епархии Русской Православной церкви ("адрес"
Полномочия по контролю над исполнением Лярской О.Ю. завещательных отказов возложены пунктом 6 завещания на административного истца (Гуляйкина С.А.), как исполнителя завещания удостоверены нотариальным свидетельством.
Указано, что в ходе проверки сохранности наследства, за счет которого Лярская О.Ю. должна исполнять завещательные отказы, административным истцом выявлены факты отчуждения наследственной недвижимости, а именно объектов, расположенных по "адрес", "адрес". При этом Лярская О.Ю. под различными предлогами уклоняется от предоставления сведений об исполнении завещания и по предоставленной ему отказополучателями информации ненадлежащим образом исполняет возложенные на нее обязанности, в частности, не оказывает материальную помощь Знаменской церкви и женскому монастырю в "адрес", не осуществляет финансирования строительства церкви в "адрес" и др.
13.01.2023 (и повторно 16.02.2023) им, как исполнителем завещания, в рамках полномочий, предоставленных статьей 1171 ГК РФ, в Росреестр направлено заявление (исх. N о внесении в ЕГРН недостающих сведений об обременении объектов недвижимости правами третьих лиц - отказополучателей и исполнителя завещания по завещанию в виде завещательного отказа.
17.03.2023 от Росреестра ему поступил ответ об отказе в регистрации обременения в виде завещательного отказа по завещанию.
Полагает оспариваемое решение необоснованным, поскольку остаётся неясным: каким образом исполнитель завещания может контролировать исполнение завещания, оспариваемое решение нарушает право исполнителя завещания, а равно права отказополучателей, требовать от Лярской О.Ю. исполнения завещательного отказа за счет наследства, поскольку отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости информации об обременении ее прав завещательным отказом позволяет ей свободно распоряжаться наследственной недвижимостью, не ставя об этом в известность отказополучателей и исполнителя завещания, а также лиц, приобретающих права на указанную недвижимость в результате ее отчуждения Лярской О.Ю, которые по сути (при отсутствии информации об обременении в ЕГРН) являются добросовестными приобретателями такой недвижимости.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 15.05.2023, дополнительным решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 06.07.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12.09.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Гуляйкин С.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении административных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы настаивает, что административным ответчиком при регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество по завещанию ФИО1 к Лярской О.Ю. были допущены нарушения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", выразившиеся в невнесении в ЕГРН информации об обременении завещательным отказом прав Лярской О.Ю. одновременно с записью о правах Лярской О.Ю. на наследственную недвижимость, при том, что информация об указанных обременениях была внесена нотариусом в свидетельства о праве на наследство по завещанию. Указанное не было принято во внимание судом. Не было принято во внимание также, что при отчуждении Лярской О.Ю. наследственной недвижимости третьим лицам, и не исполнения ею завещательного отказа, душеприказчик и отказополучатели фактически лишаются права требовать исполнения завещательного отказа за счет наследства, поскольку приобретатели прав на недвижимость, как добросовестные приобретатели, не знают и не могут знать об обременении завещательным отказом приобретаемых у Лярской О.Ю. прав на наследственную недвижимость. Не согласен с выводом судов о том, что не лишен права на обращение в Росреестр с заявлением о регистрации обременения. Полагает необоснованным вывод судов, о том, что оспариваемый ответ носит информативный характер и не содержит отказ в осуществлении государственной регистрации обременений, прав административного истца (Гуляйкина С.А.) не нарушает. Регистрация указанного обременения в ином порядке является для него, как исполнителя завещания, невозможной в силу отсутствия у него и у отказополучателей документа (свидетельства о праве на наследство либо иного документа), являющегося основанием для такой регистрации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАЯ РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07. 2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав указан в части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". К таким основаниям, в частности, относятся договоры другие сделки (пункт 2), вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5), межевой план, технический план или акт обследования, карта-план территории (пункт 7), иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, а также иного лица в установленных указанным Федеральным законом случаях (пп.2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 утвержден "Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", пунктом 55 которого установлены аналогичные требования к обращению в орган регистрации прав.
Приказ Росреестра от 30.12.2020 N П/0509 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении и об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости" утвержден Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов.
Приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 утверждены формы заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, требования к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (завещательный отказ).
Согласно пункту 3 статьи 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации 3. К отношениям между отказополучателем (кредитором) и наследником, на которого возложен завещательный отказ (должником), применяются положения настоящего Кодекса об обязательствах, если из правил настоящего раздела и существа завещательного отказа не следует иное.
Частью 2 статьи 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предметом завещательного отказа может быть передача отказополучателю в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование вещи, входящей в состав наследства, передача отказополучателю входящего в состав наследства имущественного права, приобретение для отказополучателя и передача ему иного имущества, выполнение для него определенной работы или оказание ему определенной услуги либо осуществление в пользу отказополучателя периодических платежей и тому подобное.
В соответствии с положениями статьи 1171 Гражданского кодекса Российской Федерации для защиты прав отказополучателей исполнителем завещания, самостоятельно в течение срока, необходимого для исполнения завещания, по месту открытия наследства принимаются меры, указанные в статьях 1172 и 1173 настоящего Кодекса, и другие необходимые меры по охране наследства и управлению им.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Состав сведений, подлежащих внесению в реестр прав на недвижимость установлен в статье 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
При этом установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, Гуляйкин С.А, действующий на основании свидетельства об удостоверении полномочий исполнителя завещания, выданного нотариусом Барнаульского нотариального округа 26.11.2022, являющийся исполнителем завещания ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, 16.02.2023 обратился в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о внесении в ЕГРН недостающих сведений об обременении в виде завещательного отказа правами третьих лиц объектов недвижимости, принадлежащих Лярской О.Ю, право собственности на которые возникли на основании завещания ФИО1, удостоверенного нотариусом Барнаульского нотариального округа 22.04.2019.
Заявление Гуляйкина С.А. поступило в Управление Росреестра по Алтайскому краю по электронной почте в виде электронного документа, не было подписано электронной подписью.
Заместителем руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю на указанное заявление 17.03.2023 Гуляйкину С.А. дан ответ в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", содержащий разъяснения норм законодательства Российской Федерации, согласно которым внесение в ЕГРН записей об обременении объекта недвижимости в виде завещательного залога или завещательного отказа не предусмотрено.
Ответ получен Гуляйкиным С.А. 17.03.2023.
Разрешая заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, исходя из того, что заявление Гуляйкиным С.А. подано без учета требований к форме и содержанию, установленным законодательством Российской Федерации для заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, либо заявления о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, заявление обоснованно рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на заявление дан мотивированный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, который не содержит отказа в осуществлении государственной регистрации обременений и властно-распорядительных предписаний для лица, в отношении которого он вынесен, не нарушает права административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными, основанными на верной оценке характера спорных правоотношений, правильном применении норм материального и процессуального права. Несогласие заявителя с содержанием ответа на обращение о его незаконности не свидетельствует.
Доводы кассационной жалобы о отсутствии иного способа зашиты прав не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку основаны на неверной оценке заявителем жалобы характера спорных правоотношений и неверном толковании норм материального права.
С учетом указанных выше норм материального права, а также разъяснений об их применении, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", принимая во внимание содержание завещания, имеется основание полагать, что оспариваемый ответ Управления Росреестра по Алтайскому краю содержит соответствующую закону информацию, которая не может повлечь нарушение прав и законных интересов административного истца, либо иных лиц, в чьих интересах он уполномочен действовать.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Гуляйкина С.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 26 февраля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.